Глава 5. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV
ВЕКА
Во второй половине XV в. образовалось единое Русское государство. К Москве были
присоединены Новгород и обширная Новгородская земля (примыкающая к Белому
морю и Северному Ледовитому океану), Тверь, Ярославль и другие земли, а также
Вязьма, Гомель, Чернигов, отвоеванные у Литовского государства; в начале XVI
в. в состав Русского государства вошли также Псков, Рязань и Смоленск.
Образование единых национальных государств, уничтожение феодальной
раздробленности, усиление монархической власти свойственно в XV в. не
только Руси: то же самое происходило в то время в Англии, Франции, Испании,
Скандинавии и других, государствах. И к тому же примерно времени относятся
Возрождение (Ренессанс) и Реформация на Западе. Возрождение (Ренессанс)
означало прежде всего победу светского (гуманистического) направления
в культуре над церковным, широкое проникновение светских сюжетов (в
том числе комических и сатирических) из фольклора в письменность, обращение
к дохристианской культуре Греции и Рима. Немного позже возникает и широкое
движение внутри западной католической церкви — Реформация (в Германии,
Англии, северных странах, частично — во Франции и в Польше), главным
результатом которой было уничтожение монастырей и монашества, упрощение
и перевод на национальные языки (вместо древней латыни) церковной службы.
Связано ли было и в
русской жизни XV-XVI в. образование единого государства с возрожденческими (гуманистическими)
и реформационными движениями? Политические перемены XV — XVI
вв. совпали с глубокими изменениями в русской культуре. XV в. — время расцвета русской архитектуры. Каменный Московский
Кремль, дошедший до нас, почти весь создание конца XV и начала XVI
в. Развивается иконописание (в конце XV в. работал выдающийся живописец Дионисий). Важнейшие перемены
происходят в тот же период и в русской письменности: дорогой пергамен окончательно
сменяет более дешевая бумага; именно в бумажных рукописях не старше XV в. дошли до нас почти все
памятники древнерусской светской литературы. Мы уже отмечали черты Предвозрождения
(Предренессанса) в русской культуре XIV в. К концу XV
в. некоторые явления в русской литературе прямо перекликаются с Возрождением
и Реформацией на Западе.
В XV веке — и особенно
во второй половине этого столетия — резко возрастает число произведений светской
художественной литературы среди памятников письменности Древней Руси. Появляются
переводы (чаще всего русские переделки южнославянских текстов) средневековых
рыцарских и приключенческих романов; появляются первые памятники оригинальной
русской беллетристики.
Нам известно даже имя
одного любителя, собирателя и переписчика подобной светской литературы. Это
был инок Кирилло-Белозерского монастыря, выдающийся книгописец конца XV в.
Ефросин. Рукой Ефросина были переписаны древнейшие известные нам списки «Задонщины»,
«Сказания об Индийском царстве», в его же рукописях обнаруживается и ряд памятников
сюжетного повествования XV в.: «Соломон и Китоврас», «Александрия», «Повесть
о Дракуле», стихотворные вирши против пьянства и т. д. В ряде случаев, очевидно,
Ефросин сам переделывал попавшие ему в руки памятники, составляя свои версии
летописцев, хронографов и т. д. Хорошо зная, что многие из добытых им памятников
считаются «неполезными» и «ложными» и даже включены в специальные списки «отреченных
книг», составлявшиеся церковниками, Ефросин все же переписывал эти памятники, советуя своим читателям не читать
их в «зборе» (собрании) и не показывать «многим». Ефросин не был, по-видимому,
еретиком или противником церкви, но круг интересов этого книгописца выходил
далеко за пределы, указанные официальной церковной идеологией. В рукописях
Ефросина встречаются и сказания об утопических землях, где живут блаженные
люди — рахманы, у которых нет «ни царя, ни вельможни татьбы (воровства), ни
разбоя...» [1].
XV в. — время еретических выступлений на Руси. Уже в конце XIV
— первой половине XV в. в Новгороде и Пскове выступает ересь «стригольников»,
направленная против корыстолюбия духовенства и поставления на церковные должности
«по мзде» (за взятки). Название этой ереси, по-видимому, связано с тем, что
ее сторонники не признавали прежнего пострижения в монахи и «перестригались»
заново [2].
В конце XV и начале XVI
в. широкое распространение получает новгородско-московская ересь. Новгород
и Псков, где первоначально возникла ересь, были «вольными городами», феодальными
республиками, где народные массы были очень активны и играли важную роль в
политической жизни. Затем ересь перешла в Москву и в другие города. Еретики
не только стремились к реформам церкви, но проявляли большой интерес к светской
культуре; среди книг, имевших хождение среди еретиков, были памятники античной
литературы. Один из главных еретиков, дьяк Федор Курицын, ведавший при Иване
III
вопросами внешней политики, был автором философского и грамматического трактата
«Лаодикийское послание».
Важнейшей особенностью
новгородско-московской ереси конца XV — начала XVI в. было отрицание монашества и монастырей (еретики ссылались
при этом на Библию, где нет идеи монашества), а также критика догмата о троице
(согласно которому бог един и вместе с тем троичен, состоя из Отца, Сына и
Святого Духа) и культа «сотворенных вещей» (икон). Некоторые, наиболее смелые
представители ереси доходили до отрицания загробной жизни, т. е. до воззрений
почти атеистического характера [3].
Влияние ереси на культуру
конца XV в. было значительным. В «Лаодикийском послании» Федора Курицына утверждалось,
что душа, человека «самовластна», а ограждает (защищает) ее вера. Но что значит
это «самовластие»? В близком к «Лаодикийскому посланию» памятнике говорилось,
что «самовластие» человека осуществляется в «грамоте» (образовании). Сочинением
Курицына, возможно, был и древнейший известный нам памятник древнерусской
беллетристики — «Повесть о Дракуле».
Еретическое движение
на Руси в течение некоторого времени получало поддержку великого князя, который
и сам стремился отобрать крупные земельные владения монастырей. Но в конце
концов ересь показалась опасной и для княжеской власти. Против еретиков выступили
виднейшие церковные деятели конца XV — начала XVI в. — игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий и монах
Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский. Литературное творчество этих авторов
очень различалось по характеру: Иосиф Волоцкий был прежде всего полемистом,
обличителем еретиков; Нил Сорский более интересовался усовершенствованием
монашеского быта, рассмотрением внутреннего психологического состояния монахов.
Однако в борьбе против еретиков они были едины, и Нил Сорский помогал даже
Иосифу в написании его главного противоеретического труда — «Просветителя».
Раннее реформационное
движение на Руси не имело успеха, так как основой реформационных движений
позднего средневековья (как видно из истории Западной Европы) были города,
а русские города в XV-XVI вв. были развиты недостаточно. В 1504 г. еретическое движение
было разгромлено, а еретики казнены. Отдельные гуманистические элементы в
русской культуре не привели к Возрождению на Руси.
Это обстоятельство необходимо
учитывать для понимания судеб русской литературы во второй половине XV
в. и в XVI
в.
[1] О Ефросине см.: Лурье Я. С. Литературная и культурно-просветительная
деятельность Ефросина в конце XV в. — «ТОДРЛ», М.-Л., 1961, т. XVII, с. 130-168;
Дмитриева Р. П. Приемы авторской правки книгописца Ефросина (к вопросу об
индивидуальных чертах Кирилло-Белозерского списка «Задонщины»). — В кн.: «Слово
о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. М.-Л., 1966, с. 264-291.
[2] В научной литературе предлагалось и другое объяснение происхождения
названия стригольников — по наименованию ремесленников, занимавшихся стрижкой
сукон (ср.: Лихачев Д. С. К вопросу о происхождении названия псковско-новгородских
еретиков «стригольники». — В сб. докладов и сообщений Лингвистического
общества Калининск. ун-та, 1974, т. IV, с 130-132).
[3] Источники по истории еретических движений см. в кн.: Казакова
Н. А. Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала
XVI в. М.-Л., 1955.
|