Глава 4. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIV — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
3. Памятники панегирической литературы
«Слово о житии и о преставлении великого князя
Дмитрия Ивановича, царя руськаго». «Слово о житии и о преставлении
великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго» по своему стилю может
быть отнесено к агиографическим памятникам экспрессивно-эмоционального
стиля. Это похвала деяний Дмитрия Донского, о чем автор «Слова» с характерным
для жанра самоуничижением заявляет в конце своего произведения: «Аз
же недостойный не възмогох твоему преславному господьству по достоанию
похвалы приложити за грубость неразумия»
[1]. Стилистически и композиционно «Слово» близко к произведениям
Епифания Премудрого [2].
Время написания «Слова» датируется по-разному. Большинство исследователей
относили его создание к 90-м гг. XIV в., считая, что оно было написано
очевидцем смерти и погребения князя (ум. в 1389 г.). В. П. Адрианова-Перетц
датирует памятник 20-ми гг. XV в., М. А. Салмина — концом 40-х гг. XV
в., связывая его возникновение с составлением свода 1448 г.
[3] Все датировки носят гипотетический характер, и отдать предпочтение
какой-либо из них пока невозможно.
Биографические сведения о Дмитрии Донском и исторические данные мало
интересуют автора. В начале подчеркивается преемственность Дмитрия по
отношению к великому князю Владиру I и то, что он «сродник» святых князей
Бориса и Глеба. Упоминаются битва на Воже и Мамаево побоище. Как в этих
частях «Слова о житии», так и в других, где подразумеваются какие-то
конкретные события; ведется не столько рассказ о них, сколько дается
их обобщенная характеристика. Основное же содержание «Слова» — похвальные
тирады Дмитрию и философские, весьма сложные размышления автора о величии
князя. Сравнивая своего героя с библейскими персонажами, писатель подчеркивает
превосходство своего героя над ними («Аврама ли тя уподоблю? но тому
убо верою уподобися, а житьем превзыде паче оного» и т. п.). В этом
же ряду сравнений Дмитрий выступает как наиболее великий правитель из
всех известных мировой истории.
Особо выделяется в «Слове» плач жены Дмитрия Донского, княгини Евдокии,
проникнутый глубокой лиричностью. На нем отразилось влияние народной
вдовьей причети. Плач Евдокии пользовался большой популярностью у древнерусских
книжников, которые часто вносили его переработки в повествования о кончине
князей.
Характер и содержание «Слова о житии и о преставлении Дмитрия Ивановича...»
предопределили стиль «Степенной книги царского родословия», одного из
важных идеологических литературных памятников XVI столетия
[4]. По характеру своего панегирического стиля к «Слову о житии
и о преставлении» близко примыкает «Слово похвальное тверскому князю
Борису Александровичу».
Инока Фомы «Слово похвальное тверскому князю Борису
Александровичу». Памятник тверской литературы середины XV в., «Слово
похвальное тверскому князю Борису Александровичу» инока Фомы — яркий
образец экспрессивно-эмоционального стиля. Это произведение своей пышностью
и торжественностью, некоторыми литературными приемами близко к «Слову
о житии». Но Фома еще дальше, чем автор «Слова о житии», отходит от
агиографического жанра и значительно усиливает публицистичность своего
произведения. «Слово» инока Фомы — похвала величию и могуществу тверского
князя Бориса Александровича (1425-1461) и Тверского княжества. Про инока
Фому нам ничего не известно. «Слово» было написано им около 1453 г.
[5]
«Слово» делится на четыре части. В тематическом и композиционном отношении
каждая из них самостоятельна. Объединены они единой идеей единством
стиля.
Единая и основная идея всех частей произведения — это мысль о ток
что тверской князь Борис Александрович — «самодержавный государь»
[6], достойный стать во главе всей Русской земли. Он украшен всеми
добродетелями, заботится о благе своих подданных, он храбрый и искусный
военачальник. Так же, как и автор «Слова о житии и о представлении Дмитрия
Ивановича», инок Фома, сравнивая тверского князя Бориса Александровича
с деятелями мировой истории и библейскими персонажами, ставит своего
героя выше их.
Фома в своем произведении стремится подчеркнуть полное согласие между
Тверью и Москвой, убедить читателя в том, что между Борисом Александровичем
и великим князем московским Василием Темным царит дружба. Первенствующую
и покровительственную роль в этом союзе играет тверской князь. Сообщая
об обручении сына Василя, будущего Ивана III, с дочерью Бориса, инок
Фома восклицает: «И москвичи же радовашеся, яко учинися Москва Тферь,
а тферичи радовашеся, яко же Тферь Москва бысть. Но два государя воедино
совокупишася».
«Слово» носит пышный, возвышенный и риторический характер. И вместе
с тем за искусно построенными риторическими пассажами ощущается живое
человеческое чувство, драматизм ситуаций. Вот, например, рассказ о приезде
из Вологды в Тверь ослепленного и согнанного с Московского княжения
Василия Темного. Встретившись, оба князя плачут. Василий — умиленный
милосердием Бориса, а Борис, скорбя об унижении московского князя: «Преже
бо видеша брата своего великого князя Василиа добролепна и добровидна,
и государскым саном почтена, и ныне же уничижиина и нишевина, но от
своей братии поруганна». Плачут и жены князей. Плач продолжается и на
трапезе: «И егда же им, было ясти или пити или веселитися и тогда оне
в веселиа место плачь предлагаше».
Интересны рассуждения Фомы о писательском труде. Свой долг, как человека
не обремененного заботами о доме и о семье, о воинских делах, Фома видит
в необходимости прославлять князя. Свои похвалы князю и рассказы о его
деяниях он должен писать не для тех, кто является самовидцем мудрого
правления князя, а для «новорожденных младенцев», чтобы и они, когда
«дойдут в меру мужъства своего», знали «княжение великого князя Бориса
Александровича». Такое определение литературной задачи произведения
интересно не только для представления об авторских установках Фомы,
но и для понимания психологии древнерусского писательского труда вообще:
автор пишет по свежим следам событий для потомков. Это лишний раз подтверждает
справедливость позиции тех исследователей древнерусской литературы,
которые считают, что в Древней Руси описания событий создавались, как
правило (но не всегда), вскоре после самих событий.
«Слово» инока Фомы свидетельствует о широком литературном кругозоре
его автора. Можно назвать целый ряд памятников и разного времени, и
разного характера, образами и оборотами которых воспользовался Фома.
Здесь и «Повесть временных лет», и «Слово о законе и благодати» Илариона,
и «Слова» Кирилла Туровского, и «Житие Александра Невского», и произведения
Куликовского цикла, и ряд других памятников.
«Слово» инока Фомы отражало идеи создания единодержавного Русского
государства, но идеалом самодержца здесь был тверской князь, по отношению
к которому великий князь московский выступал как младший. Поэтому «Слово»
инока Фомы не оказалось включенным в официальную московскую литературу
и сохранилось до нас в одном списке лишь благодаря счастливой случайности.
[1] Текст цитируется по изданию: Новгородская IV
летопись. — ПСРЛ, т. IV, ч. 1. Л., 1925, вып. 2, с. 351-366.
[2] См.: Адрианова-Перетц.В. П. Слово о житии и о преставлении
великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго. — «ТОДРЛ». М.-Л., 1947,
т. V,
с. 73-96. Развив мысль В. П. Адриановой-Перетц о близости «Слова» к творчеству
Епифания, А. В. Соловьев пришел к заключению, что «Слово» было написано Епифанием
в 90-х гг. XIV
в., до написания житий Стефана и Сергия. См.: Соловьев А. В. Епифаний Премудрый
как автор «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича,
царя руськаго». — «ТОДРЛ». М.-Л., 1961, т. XVII, с. 85-106.
[3] См.: Салмина М. А. «Слово о житии и о преставлении великого
князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго». — «ТОДРЛ», М.-Л., 1970, т. XXV,
с. 81-104.
[4] См.: Орлов А. С. Древняя русская литература XI-XVI вв. М.-Л.,
1937, с. 216.
[5] Все исторические сведения в «Слове» не позже этой даты. В
нем говорится о бегстве Шемяки в Новгород, но не сообщается о его смерти (ум.
17 июля 1453 г.).
[6] Инока Фомы «Слово пахвальное о благоверном великом князе Борисе
Александровиче». Сообщение Н. П. Лихачева. Изд-во ОЛДП, 1908. Здесь же большая
статья Н. П. Лихачева о памятнике. См. также: Лурье Я. С. Роль Твери в создании
Русского национального государства. — «Учен. зап. Ленингр. ун-та», 1939, №
36, вып. 3, с. 85-109.
|