Глава 3. ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XIV — ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIV ВЕКА
4. Послания
«Послание архиепископа новгородского Василия ко
владыце тферскому Феодору о рае». «Послание» новгородского архиепископа
Василия Калики (1331 -1352) к тверскому епископу Федору Доброму о земном
рае читается в Софийской первой и Воскресенской летописях под 1347 г. [1]
Свое «Послание» Василий пишет в Тверь, узнав о «распре», возникшей
среди тверичей по вопросу о существовании рая. «Ты говоришь, — обращается
он к Федору, — «рай погыбл, в нем же был Адам» и есть только рай «мысленный»
(т. е. Федор считает, что земного рая нет, а есть лишь рай как духовная,
нравственная категория). Василий не согласен с такими представлениями
о рае и доказывает существование земного рая.
Свое доказательство Василий основывает на данных различных текстов,
широко привлекая для этого многочисленные памятники апокрифической литературы,
и на «свидетельских» показаниях очевидцев.
Наивные с современной точки зрения доказательства Василия говорят
о величайшем уважении древнерусских книжников к письменному слову, о
широком бытовании в Новгороде устных рассказов новгородских мореходов-путешественников
про далекие и таинственные земли, в реальности которых слушатели не
сомневались.
О том, что рай существует, свидетельствуют, согласно мнению Василия,
священное писание и целый ряд святоотеческих текстов. Нигде не сказано,
что земной рай погиб. Он создан богом, а «вся дела божия нетленна суть».
Это справедливо не только на словах, но и на деле, в чем Василий, как
он говорит, убедился воочию: когда он был в Иерусалиме, то «своима очима»
видел посаженные Христом финики, которые «доныне не погибли, ни погнили»,
я был «самовидец» тому, говорит он, что затворенные Христом городские
ворота «до сего дни неотворими суть». Все это, по искреннему убеждению
Василия, неоспоримо доказывает, что и земной рай также реальность. Есть
и непосредственные свидетели существования на земле и рая, и ада, это
— мореходы-новгородцы. «Муки», т. е. ад, «и ныне суть на западе», —
пишет Василий: «Много детей моих новогородцев видоки тому: на дышющем
море червь неусыпающий, скрежет зубный и река молненая Морг, и что вода
въходить в преисподняя и пакы исходить трижда днем». В этом красочном
описании Северного Ледовитого океана («дышущее море», — т. е. море,
где бывают приливы и отливы) отразились и легенды о суровом северном
море, и легендарное осмысление естественных загадочных явлений (приливы
и отливы — вода входит и выходит из преисподней). Видели будто бы новгородцы
и то место, где находится земной рай.
В своем «Послании» Василий передает поэтическую легенду о земном рае,
которого достигли новгородцы. Параллели к этому сюжету прослеживаются
в ряде других литератур, но пересказанная Василием легенда несет на
себе яркий отпечаток местного новгородского происхождения. Так же как
и в рассказе о «дышущем море», в этой легенде отразились фантастические
рассказы новгородцев-мореходов о своих странствиях. Бурей юмы (ладьи)
новгородцев унесло далеко в море к горам, на которых, по рассказам участников
этого путешествия, «лазорем чудным» (ярко-синей, очень дорогой, особенно
любимой новгородцами краской) [2] была
изображена композиция на церковную тему — «деисус»
[3]. Все это место было освещено неизреченным светом, а из-за гор
доносилось ликующее пение. Посылаемые на гору корабельники, увидев,
что находится там за горами, с радостным криком, всплеснув руками, убегают.
Тогда одному из посланцев привязывают к ноге веревку, чтобы удержать
его. Когда его втягивают назад в ладью, он оказывается мертв. Новгородцы
в страхе уплывают от этого места. Василий называет «видоков», рассказавших
эту историю, «Моислав и Яков» и в доказательство правдивости и истинности
их рассказа замечает, что еще и «нынеча» «дети и внучата» Моислава и
Якова «добры — здорови».
В отличие от переводных памятников на тему о поисках земного рая,
носящих гиперболический, чрезмерно фантастический характер, в «Послании»
Василия все проще, жизненнее, как бы «документальнее». Своим рассказом
Василий не только доказывает правильность своих философско-богословских
воззрений по вопросу о существовании рая на земле, но и передает занимательную
историю. И за этим чувствуется местный патриотизм — не апокрифические
герои далекого прошлого из чужих земель, а новгородцы, дети и внуки
которых еще живы, достигли земного рая.
Литература первых трех четвертей XIV в. и в жанровом отношении, и
по тематике продолжает традиции предшествующего периода. Возникают новые
центры летописания, создаются жития, пишутся послания и поучения, в
письменности бытуют памятники переводной литературы.
В рассматриваемый период развивается зародившееся в конце XIII в.
летописание Твери и Пскова. Возникает летописание Москвы, которое в
дальнейшем, с ростом и усилением политического могущества Москвы, приобретет
общерусский характер. В 1305 г. составляется летописный свод, который
для всего последующего летописания явится основой изложения истории
Руси с древнейших времен до начала XIV в.
Житийные произведения, время возникновения которых можно отнести к
началу — первой половине XIV в., в целом продолжают старые традиции
этого жанра, но вместе с тем в агиографии может быть отмечено усиление
политического и публицистического начал. Острополитический характер
носит «Житие митрополита Петра». В «Повести о Михаиле Ярославиче Тверском»
заостряется гражданственное звучание княжеского жития-мартирия. Традиции
княжеского жития героического типа в «Повести о Довмонте» приобретают
местный характер, в определенной мере упрощаются.
Монголо-татарское владычество, тяготевшее над русским народом, определило
выбор бытовавших в это время на Руси переводных произведений. Усиливается
интерес к эсхатологическим памятникам, к произведениям, повествующим
о счастливых, процветающих землях, о поисках рая на земле. Теме поисков
земного рая было посвящено и оригинальное русское произведение — «Послание»
новгородского архиепископа Василия. Однако не только отчаяние и несбыточные
мечты о необыкновенных землях и земном рае владели умами людей той эпохи.
Героический характер носила «Повесть о Довмонте», борьбе народа с монголо-татарскими
насильниками была посвящена «Повесть о Шевкале».
В рассматриваемый период можно отметить хотя и не слишком значительное,
но все же усилившееся взаимодействие литературы с местными, устными
по своему происхождению традициями, большее проникновение в литературу
демократических элементов. Это проявляется в характере псковского летописания,
в особенностях «Повести о Довмонте». Близость с мировоззрением народных
масс можно отметить в «Повести о Шевкале». Написанное на мировой сюжет
«Послание» Василия носило ярко выраженную местную новгородскую окраску,
отличается интересом автора к преданиям простых новгородцев.
Стиль монументального историзма не претерпевает в рассмотренный период
существенных изменений по сравнению с предшествующим периодом. Но все
же этот стиль становится менее возвышенным, в какой-то степени упрощается,
«приземляется». В древнерусской литературе, как уже отмечалось выше,
черты нового стиля развиваются постепенно, в недрах старого. Таким «переходным»
периодом и были первые три четверти XIV в. В это время созревали предпосылки
стиля экспрессивно-эмоционального, пришедшего на смену стилю монументального
историзма и характерного для следующей эпохи в истории древнерусской
литературы.
[1] См.: ПСРЛ, т. VI. Спб., 1853, с. 87—89 (Прибавления); ПСРЛ, т. VII.
Спб., 1856, с. 212-214. Текст цитируется по Софийской I летописи (ПСРЛ, 3т. VI).
[2] О типично новгородском характере этого образа в «Послании»
Василия см. в кн.: Лихачев Д. С. Новгород Великий. М., 1959, с. 62.
[3] Деисус, или деисис (греч.), означает «моление». В этой композиции
изображен Христос, судящий людей после конца мира. Богоматерь, с одной стороны,
и Иоанн Креститель — с другой, заступаются за грешников, моля Христа о милости.
В деисусе могут быть изображены еще и другие святые.
|