Глава 1. ЛИТЕРАТУРА XI — НАЧАЛА XIII ВЕКА
5. Произведения Владимира Мономаха
В процессе трансплантации византийской и древнеболгарской
литератур русские книжники обрели произведения, представляющие самые различные
жанры раннехристианской средневековой литературы и книжности.
Однако самобытность древнерусской литературы проявила себя,
в частности, в том, что древнерусские книжники уже в первые века существования
своей оригинальной литературы создают произведения, стоящие вне этой традиционной
жанровой системы. Одним из таких произведений является знаменитое «Поучение»
Владимира Мономаха [1].
Под этим общим заглавием
до последнего времени объединялись четыре самостоятельных произведения; три
из них, действительно, принадлежат Владимиру Мономаху: это собственно «Поучение»,
автобиография и «Письмо к Олегу Святославичу». Заключительный фрагмент этой
подборки текстов — молитва, как теперь установлено, Мономаху не принадлежит
и лишь случайно оказался переписанным вместе с произведениями Мономаха
[2]. Напомним, что все четыре названные произведения известны
нам в одном списке: они вставлены в текст «Повести временных лет» в Лаврентьевской
летописи, как бы разделяя при этом текст летописной статьи 1096 г. [3].
Владимир Мономах (великий
князь Киевский в 1113-1125 гг.) был сыном Всеволода Ярославича и византийской
царевны, дочери императора Константина Мономаха (отсюда и прозвище князя —
Мономах). Энергичный политик и дипломат, последовательный поборник норм феодального
вассалитета, Владимир Мономах и своим собственным примером, и своим «Поучением»
стремился укрепить эти принципы и убедить других следовать им. Так, в 1094
г. Мономах добровольно уступил черниговский «стол» Олегу Святославичу. В 1097
г. Мономах был одним из активных участников «снема» (съезда) в Любече, на
котором князья попытались урегулировать спорные вопросы наследования уделов,
он решительно осудил ослепление Василька Теребовльского, напомнив при этом
основную мысль Любечского снема: если усобицы не прекратятся, «и начнеть брат
брата закалати», то «погыбнет земля Руская, и врази наши, половци, пришедше,
возмуть земьлю Русьскую». На Долобском снеме (в 1103 г.) Мономах призвал к
совместному походу на половцев, подчеркнув при этом, что этот поход совершается
в интересах простого народа — «смердов», более всех страдающих от половецких
набегов.
«Поучение» было написано
Мономахом, видимо, в 1117 г. [4]. За плечами престарелого князя была долгая и трудная жизнь,
десятки военных походов и битв, огромный
опыт дипломатической борьбы, скитание по разным уделам, куда забрасывал его
им же защищаемый принцип престолонаследия по старшинству в роде, и, наконец,
почет и слава великокняжеского «стола». «Седя на санех» (т. е. будучи в преклонных
годах, ожидая близкой смерти [5]) князь мог многое рассказать своим потомкам и многому научить
их. Таким политическим и нравственным завещанием и является «Поучение» Мономаха.
За требованиями соблюдать нормы христианской морали: быть «кротким», слушать
«старейших» и покоряться им, «с точными (равными) и меншими любовь имети»,
не обижать сирот и вдов — просматриваются контуры определенной политической
программы. Основная мысль «Поучения»: князь должен беспрекословно подчиняться
«старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей
или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином,
не предаваться лени, не увлекаться властью, не полагаться на тиунов (управляющих
хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, во все вникать самому...
Но Мономах не ограничивается
практическими советами и рассуждениями морального или политического характера.
Продолжая традицию деда — Ярослава Мудрого — и отца — Всеволода Ярославича,
который «дома седя, изумеяше (знал, понимал) 5 язык», Мономах выступает перед
нами как высокообразованный, книжный человек. В «Поучении» многократно цитируется
Псалтырь, Поучения Василия Великого, пророчества Исайи, Триодь, Апостольские
послания. Мономах обнаруживает не только немалую начитанность, но и широту
мысли, вставляя в «Поучение» наряду с дидактическими наставлениями восторженное
описание совершенного мироустройства, цитируя, в слегка переделанном виде,
«Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского.
Подкрепляя свои наставления
и поучения личным примером, Мономах приводит далее длинный перечень «путей
и лобов» (т. е. походов и охот), в которых он принимал участие с тринадцати
лет. В заключение князь подчеркивает, что в своей жизни он следовал тем же
правилам: все старался делать сам, «не дая себе упокоя», не рассчитывая на
соратников и слуг, не давая в обиду «худаго смерда и убогые вдовице». Завершается
«Поучение» призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно
исполняя «мужьское дело».
Другое сочинение Мономаха
— «Письмо к Олегу Святославичу». Поводом к его написанию послужила междукняжеская
распря, во время которой Олег убил сына Мономаха — Изяслава. Верный своим
принципам справедливости и «братолюбия», Мономах находит в себе нравственные
силы выступать не как «ворожбит и местник» (т. е. противник и мститель), но,
напротив, обратиться к Олегу с призывом к благоразумию и примирению. Он не
оправдывает погибшего сына, а лишь сетует, что не надо было ему слушаться
«паробков» (видимо, молодых дружинников) и «выискывати... чюжего». Мономах
стремится к тому, чтобы распри прекратились, надеется, что Олег напишет ему
ответную «грамоту... с правдою», получит «с добром» свой удел и тогда, пишет
Мономах, «лепше будем яко и преже» (т. е. будем еще дружнее, чем прежде).
Это письмо поражает
не только великодушием и государственной мудростью князя, но и проникновенным
лиризмом, особенно в той части письма, где Мономах просит Олега отпустить
к нему вдову Изяслава, чтобы он, обняв сноху, «оплакал мужа ея». «Да с нею
кончав слезы, — пишет далее Мономах, — посажю на месте, и сядет акы горлица
на сусе (сухом) древе желеючи» [6].
«Поучение» Владимира
Мономаха — пока единственный в древнерусской литературе пример политического
и морального наставления, созданного не духовным лицом, а государственным
деятелем. Исследователи приводили аналогии в других средневековых литературах:
«Поучение» сравнивали с «Наставлениями» французского короля Людовика Святого,
апокрифическим поучением англосаксонского короля Альфреда или «Отцовскими
поучениями», сохранившимися в библиотеке последнего из англосаксонских королей
— Гаральда, тестя Мономаха (Владимир Мономах был женат на дочери короля —
Гите)
[7]. Но параллели эти имеют лишь типологический характер: произведение
Мономаха вполне самобытно, оно гармонически сочетается прежде всего с характером
политической деятельности самого Мономаха, стремившегося укрепить на Руси
принципы «братолюбия», боровшегося за неуклонное соблюдение феодальных обязанностей
и прав; «Поучение», как впоследствии «Слово о полку Игореве», не столько опиралось
на традиции тех или иных литературных жанров, сколько отвечало политическим
потребностям своего времени [8]. Характерно, например, что, руководствуясь прежде всего соображениями
идеологического порядка, Мономах включил в состав «Поучения» свою автобиографию;
как литературный жанр автобиография появится на Руси лишь много веков спустя,
в творениях Аввакума и Епифания.
Произведения Мономаха
позволяют судить о том, что автор их свободно владел разными стилями литературного
языка и умело применял их соответственно жанру и теме произведения; это особенно
заметно, если сравнить ту часть поучения, где Мономах рассуждает на морально-этические
нормы (она написана «высоким слогом», продолжающим как бы стиль приводимых
здесь же цитат из Библии и «отцов церкви»), и автобиографическую часть, где
речь Мономаха близка к разговорной, необычайно проста и выразительна.
[1] Текст «Поучения» издан в составе
«Повести временных лет» (Повесть временных лет, ч. I. M.-Л., 1950, с. 153-167), в составе «Изборника» (М., 1969,
с. 146-171), в книге А. С. Орлова «Владимир Мономах» (М.-Л., 1946).
[2] См.: Матьесен Р. Текстологические
замечания о произведениях Владимира Мономаха. — «ТОДРЛ». Л., 1971. т. XXVI. Еще ранее
Н. Н. Воронин высказал предположение, что молитва принадлежит Андрею Боголюбскому
(см.: Воронин Н. Н. О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира
Мономаха. — Историко-археологический сборник. М., 1962).
[3] См.: Приселков М. Д. История рукописи
Лаврентьевской летописи и ее изданий. — «Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена», 1939.
Кафедра истории СССР, т. XIX,
с. 186-188.
[4] См. комментарий Д. С. Лихачева к
«Поучению» (Повесть временных лет, ч. 2. М.-Л., 1950, с. 429-431). Обзор различных
точек зрения по этому вопросу см. также в кн.: Орлов А. С. Владимир Мономах,
с. 100-107.
[5] По древнерусскому обычаю тело умершего
везли к могиле в санях даже летом.
[6] О горлице, оплакивающей погибшего
«мужа» на сухом дереве, рассказывалось в некоторых версиях «Физиолога».
[7] См.: Алексеев М. П. Англосаксонская
параллель к «Поучению» Владимира Мономаха. — «ТОДРЛ». М.-Л., 1935, т. II.
[8] О «Поучении» см. также: Лихачев
Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси.
М., 1975, с. 111-131.
|