Глава 1. ЛИТЕРАТУРА XI — НАЧАЛА XIII ВЕКА
1. Возникновение древнерусской литературы
Древняя Русь в течение IX-X вв. из непрочного племенного союза превратилась
в единое раннефеодальное государство. Походы киевских князей Олега,
Игоря и Святослава ввели Русь в сферу европейской политики. Тесные дипломатические,
торговые и культурные отношения Древней Руси с ее южными соседями —
с Болгарским» царством и особенно с крупнейшим государством Юго-Восточной
Европы — Византией подготовили почву для принятия христианства. Этот
важнейший этап в идеологической жизни Руси не только поставил молодое
государство в ряд христианских стран Европы [1], как бы сблизил и уравнял их в религиозно-этическом мировоззрении,
но и отвечал насущным интересам великокняжеской власти и феодального
строя в самой Руси.
Христиане были в Киевской Руси и задолго до ее официального крещения:
христианкой была жена киевского князя Игоря — Ольга (ум. в 969 г.),
в Киеве имелась христианская церковь Ильи, но государственной религией
христианство стало лишь около 988 г., при внуке Игоря — великом князе
Владимире Святославиче.
Принятие христианства имело значительные последствия для развития
книжности и литературы Древней Руси. Болгарским и византийским священникам,
приехавшим на Русь, и их русским ученикам и последователям потребовалось
незамедлительно переписывать или переводить книги, необходимые для богослужения;
нужно было также познакомить новообращенных христиан с патристикой (сочинениями
богословов — «отцов церкви»), с житиями святых, с поучениями и наставлениями
христианских проповедников.
Наконец, надо учесть еще одно немаловажное обстоятельство. Христианизация
Руси потребовала коренной перестройки мировоззрения; прежние языческие
представления о происхождении и устройстве Вселенной, об истории человеческого
рода, о предках славян были теперь отвергнуты, и русские книжники остро
нуждались в сочинениях, которые излагали бы христианские представления
о всемирной истории, давали бы новое, христианское истолкование мироустройству
и явлениям природы.
Хотя потребность в книгах у молодого христианского государства была
очень велика, возможности для удовлетворения этой потребности были весьма
ограничены: на Руси было на первых порах мало умелых писцов, а сам процесс
письма был очень длительным (напомним, что первые книги писались уставом
— крупным почерком, в котором каждая буква отделялась от соседних и
скорее рисовалась, чем писалась, — слитное письмо появится лишь в XV
в.!); материал, на котором писались первые книги, — пергамен — был очень
дорогим.
Поэтому заказчиками книг могли быть либо очень богатые люди — князья
и бояре [2], либо церковь.
Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» под 1037 г. сообщает,
что князь Ярослав Мудрый «книгам прилежа (имел пристрастие), и почитая
е (их) часто в нощи и в дне», он приказал собрать писцов, которые перевели
и «списаша книгы многы». Это летописное сообщение, видимо, соответствовало
истине: в первой половине XI в. на Руси действительно становятся известными
многие памятники византийской и болгарской литературы. Разумеется, что
среди переписываемых и переводимых книг преобладали богослужебные тексты
или памятники, содержавшие основы христианского мировоззрения и христианской
морали. Однако книжники привезли из Болгарии, перевели или переписали
и произведения других жанров: хроники, исторические и историко-бытовые
повести, естественнонаучные сочинения, сборники изречений.
Факт, что среди более чем 130 рукописных книг XI-XII вв., хранящихся
сейчас в наших архивах и библиотеках, около 80 — богослужебные, объясняется,
однако, не только тем, что богослужебные книги составляли значительную
долю среди древнейших книг Киевской Руси, но и тем, что книги эти, находившиеся
в каменных церквях, скорее могли сохраниться, а не погибнуть в огне
пожарищ, от которых в первую очередь страдали деревянные жилые строения,
в том числе и княжеские или боярские хоромы. Поэтому о том, какие именно
книги или произведения и в каком числе списков обращались на Руси в
XI-XII вв., мы можем судить лишь по косвенным данным, так как дошедшие
до нашего времени рукописи — ничтожная часть книжного фонда XI-XII вв.
И все же можно утверждать, что литература Киевской Руси была посвящена
в основном мировоззренческим вопросам. Ее жанровая система отражала
мировоззрение, типичное для многих христианских государств в эпоху раннего
средневековья. «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу
одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тeмa
— смысл человеческой жизни», — так вкратце сформулировал характерные
черты литературы древнейшего периода русской истории Д. С. Лихачев [3].
[1] На рубеже
VII-VIII вв. христианство начало распространяться в Моравии, в IX
в. стало государственной религией в Болгарии и проникло в Чехию; в Польше
христианизация произошла в 966 г.. в Венгрии — в 970-е гг.
[2] Так, древнейшая
из дошедших до нас древнерусских рукописных книг — Остромирово евангелие,
написанное в 1056-1057 гг., была изготовлена по заказу новгородского посадника
Остромира. Роскошный «Изборник» 1073 г. был переписан с болгарского оригинала
для киевского князя Изяслава (позднее посвящение было переадресовано Святославу);
Мстиславово евангелие переписали не позднее 1117 г. для новгородского князя
Мстислава Владимировича.
[3] Лихачев
Д. С. Своеобразие древнерусской литературы. — В кн.: Лихачева В. Д., Лихачев
Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971, с. 56.
|