ГЛАВА 6.
ПОЭЗИЯ БЕРНСА
«Необычайнейшим
из людей» и «самым гениальным поэтом Шотландии» назвал Вальтер Скотт Роберта Бернса (Robert
Burns, 1759 — 1796), бедного крестьянина, ставшего выдающимся
художником слова. Его страна была страной героической и трагической судьбы:
в 1707 г. она после тяжелой многовековой борьбы, полной сложнейших перипетий,
оказалась соединенной с Англией и испытала ее сильнейшее влияние. В результате
быстрого роста буржуазных отношений, огораживания и промышленного переворота
начали исчезать древние клановые традиции, произошло массовое обнищание свободных
земледельцев и мелких ремесленников. Два восстания против англичан (1715 и
1745 гг.) были жестоко подавлены и привели к еще большему усилению гнета,
налогового и бюрократического нажима на беднейшее население. Такова социально-политическая
ситуация, в которой развивалось творчество Бернса. С юных лет в его сознании
переплетались обостренное чувство национальной гордости прошлым Шотландии
и скорбное ощущение трагизма ее настоящего.
Как человек и как
поэт Бернс формировался под перекрестным влиянием двух национальных культур,
шотландской и английской. Их взаимодействие сложилось издавна, но после унии
общегосударственным языком стал английский, а шотландский был низведен до
уровня диалекта. Господствующие классы Англии пытались насадить свою культуру,
что не могло не породить в побежденном, но не сломленном народе упорного желания
сохранить национальные традиции, сберечь родной язык. Творивший в этих условиях
Роберт Бернс сумел подняться и над рабским преклонением перед английской культурой,
и над национальной ограниченностью, сумел вобрать в свою поэзию все лучшее
из обеих литературных традиций, по-своему осмыслив и синтезировав их.
Короткая жизнь
Бернса прошла в непрерывной борьбе с нуждой, в тяжелом труде на фермах, аренда
которых была выгодна только землевладельцам. Столкновения с алчными и грубыми
собственниками, с ханжами-проповедниками кальвинистских общин и обывателями
в деревушках юго-западной Шотландии, где провел детство и юность поэт, рано
познакомили его с неравенством и притеснениями бедняков. Человек независимого
ума и гордой души, он глубоко сочувствовал таким же, как он сам, бесправным
труженикам.
Образование его
ограничилось уроками отца, знавшего грамоту и счет, чтением скудной, но бережно
хранимой домашней библиотечки. Страсть юноши к знаниям заметил и развил скромный
сельский учитель, друг его отца. Богатый духовный мир поэта, его великолепное
мастерство — все это обретено в непрерывном и упорном самообразовании.
Поэтическое дарование
Бернса проявилось рано. Первое стихотворение о светлой отроческой любви («Прекрасная
Нелли») сочинено в 15 лет. За ним появились и другие песни. Их подхватывали,
запоминали друзья Бернса — сельская молодежь, местные интеллигенты. По подписке
таких почитателей в провинциальном городишке в 1786 г. впервые вышла скромная
книжечка его стихов («Кильмарнокский томик»). Ни она, ни эдинбургское издание
более объемистой книги поэм и лирики («Эдинбургский том», 1787), ни даже «мода»
на поэта-пахаря в салонах Эдинбурга не изменили участи Бернса. Он провел в
этом городе около двух лет, бывал в «высшем свете», где вызвал лишь снисходительное
любопытство и пересуды, но по-прежнему жил в тисках нужды и безденежья, в
тревоге за родных, без всякой уверенности в завтрашнем дне. В «Стансах на
ничто» он смело назвал ничтожествами тех, с кем столкнулся в Эдинбурге, —
скупердяя-ростовщика, придворного, пролезшего в пэры, священника, рвущегося
к высшему сану, льстивого поэта-лауреата, надменную и развратную светскую
даму. Они равнодушны к поэту, к бедам тружеников.
В ранних поэтических
опытах Бернса отчетливо видны следы знакомства с поэзией Поупа, Джонсона и
других представителей просветительского классицизма. И позднее в поэзии Бернса
нетрудно обнаружить переклички со многими английскими и шотландскими поэтами.
Но Бернс никогда не следовал традициям буквально, он переосмыслил их и создал
собственную. То же можно сказать и об отношении Бернса к фольклору — основе
его поэзии. Оно выражается не во внешнем подобии мотивов и форм, но в глубинном
постижении им сути народного творчества и органичном слиянии его с передовыми
идеями века. В народной песне авторская личность растворялась, а Бернс слил
голос народа с поэтическим «я», живущим в настоящем. Главные темы его поэзии
— любовь и дружба, человек и природа (человек — сын природы и труженик в ней,
она кормит и формирует его).
Вместе с тем в
стихах и поэмах Бернса рано осмыслены столкновения личности и народа с общественным
насилием и злом. Впрочем, противопоставление интимной и социальной лирики
у Бернса совершенно условно. Любовь — чувство естественное, лежащее в самой
природе человека, — не раз в стихах поэта предстает глубоко враждебной строю
отношений, господствующих в дворянско-буржуазном обществе. Уже ранняя лирика
— это стихи о правах молодости на счастье, о ее столкновениях с деспотизмом
религии и семьи. Любовь у Бернса всегда сила, помогающая человеку отстоять
любимое существо, защитить его и себя от лицемерных и коварных врагов. Поэт
не раз лично сталкивался с ханжеством церковников. Он отверг и высмеял его
в «Приветствии своей внебрачной дочери» (1785). В стихах Бернса часто отрицалось
религиозное понимание смысла человеческой жизни. В «Погребальной песне» он
спорит с апологией смерти как «лучшего друга бедняков» на пути к «загробному
блаженству». Та же тема, в блестящем сочетании сатиры и юмора, раскрыта в
стихотворении «Смерть и доктор Хорнбук», в котором пародируются как поэтизация
ее, так и корыстолюбие врачей, наживающихся на смерти. Великолепен реалистический
портрет доносчика, развратника, лицемера в «Молитве святоши Вилли» и «Эпитафии»
ему же, где реальный факт стал поводом для смелых разоблачений ханжеской доктрины
кальвинизма. Тупость священника и его паствы, внимающей глупейшему «истолкованию»
евангельского текста, осмеяна в дерзкой сатире «Телец».
Бернс не был атеистом,
но его деизм, как и у многих просветителей, граничил с атеистическим отрицанием
роли Бога в жизни человека и природы. Хотя в некоторых его стихотворениях
и возникала формула «Бог всей природы», но функции «Вседержителя» в мироздании
расплывчаты, в интонациях поэта не было ни благоговения, ни фаталистической
веры в «Божий промысел». В переложения «молитв» у Бернса вошли житейские детали,
иронические интонации, отделяющие их от культовых текстов. Таков знаменитый
экспромт, прочтенный поэтом вместо предобеденной молитвы и начинающийся словами:
У которых есть,
что есть,
Тем порою нечем
есть и т. д.[1]
Не в Боге, но в
природе, в жизни, в беге времени и борьбе с невзгодами обретали мужество Бернс
и его герой-простолюдин. Не силы небесные, но личное достоинство, любовь,
помощь друзей поддержали их.
Бернс рано задумался
о причинах общественного неравенства. Поначалу в своих стихах он готов был
винить в горестях бедняков и своих собственных силы мироздания — «небесные
и дьявольские». Но в пору зрелости он уже полагает, что не фатум, а реальные
законы и порядки общества предопределяют участь людей. Иерархия собственнического
мира несправедлива. Поэт и его герои противостоят ей. В 1785 г. написана кантата
«Веселые нищие». Ее персонажи — бродяги и отщепенцы: калека-солдат, нищенка,
бродячие актеры и ремесленники. У каждого в прошлом горе, испытания, конфликты
с законом, в настоящем — гонения, бесприютность, нищета. Но человеческое не
иссякло в них. Жажду жизни, способность веселиться, дружить и любить, острую
насмешливую речь, отвагу и стойкость — вот что запечатлел поэт в динамичном
групповом портрете обездоленных земляков, близком по колориту сценам застолья
у художников фламандской школы. На веселой ночной пирушке в притоне разбитной
Пусси Нэнси поэт заодно с оборванцами. Его песня, бунтарская и дерзкая, составляет
финал кантаты:
К черту тех, кого
законы
От народа берегут!
Тюрьмы — трусам
оборона,
Церкви — ханжества
приют
Текст этот никогда
не печатался при жизни поэта; «Веселые нищие» были опубликованы только через
три года после его смерти.
В поэтический мир
Бернса одновременно с лирическим «я» вошли жизни и судьбы его современников:
родных, друзей, соседей, тех, кого, встретив случайно, надолго запоминал поэт.
Ему чуждо равнодушие к людям. Одних он любит, дружит с ними, других — презирает,
ненавидит; многих называет по именам, вычерчивая точными штрихами характеры
столь типичные, что за именем встают жизнь и личность, и читатель надолго
запоминает их. Таковы корыстная и злая Мэгги с мельницы, напористый и неотразимый
сельский сердцеед Финдлей, гордячка Тибби, веселый Вилли — любитель пирушек,
друг поэта старый Джон Андерсон. А среди них сам Бернс — веселый и смелый,
нежный и пылкий в любви, верный в дружбе. Он бредет по целине за деревянным
плугом, погружается в раздумье над книгой, шагает среди руин, по вересковым
пустошам и по межам овсяного поля. В родном привычном мире ему знакомо все,
и он делит с читателем счастливые и трудные минуты.
Влюбленность в
жизнь, искренность чувств — все это живет в поэзии Бернса вместе с силой интеллекта,
выделяющего из массы впечатлений главное. Уже ранние стихи Бернса полны глубоких
размышлений о времени, жизни и людях, о себе и других, таких же, как он, обездоленных.
Рядом с песнями о любви, разлуке, печали, песнями, написанными на популярные
народные мотивы, возникали такие поэтические открытия, как «Полевой мыши,
чье гнездо я разорил плугом», «Был честный фермер мой отец», «Джон Ячменное
Зерно», «Дружба прежних дней», «Горной маргаритке», «Честная бедность», уже
названная кантата «Веселые нищие», «Новогоднее приветствие старого фермера
его дряхлой кобыле», а также многие из сатир.
Вальтер Скотт,
защищая Бернса от обвинений в «грубости», «невоспитанности», очень верно оценил
характер его дарования, в котором слились лирика и сатира, предельно точно
определил гражданскую позицию поэта: «Чувство собственного достоинства, образ
мыслей, да и само негодование Бернса были плебейские, правда, такие, какие
бывают у плебея с гордой душой, у афинского или римского гражданина».
Вторая половина
80-х годов была для него и его современников насыщена тревогами в связи с
революцией в Северной Америке, предреволюционным кризисом во Франции, политическими
волнениями в Англии. К ним присоединились личные невзгоды и перемены в жизни
поэта. Он полюбил дочь богатого фермера Джин Армор, но был разлучен с ней
почти на три года. Смерть отца, денежные и семейные неурядицы вынудили его
всерьез думать об отъезде на Ямайку. Но он не помышлял о том, чтобы сделать
источником заработка свою поэзию. «Говорить о деньгах, жалованье, оплате и
расчетах было бы истинной проституцией души. Оттиск всех тех песен, которые
я сочиню и отредактирую, я приму как большое одолжение», — писал он.
Бернс не уехал,
но был вынужден согласиться с предложенной ему должностью акцизного чиновника
и до конца дней своих нес ярмо этой скучной и скудно оплачиваемой должности.
Начальство строго контролировало благонадежность вольнодумца-поэта. Интересоваться
политикой ему «не полагалось». Немало горьких экспромтов возникает у Бернса
на эту тему: «Надпись алмазом на оконном стекле», эпиграмма «Церковные и государственные
акцизные» (1793) и др.
Плебейская ненависть
к власть предержащим — лишь одна сторона творчества Бернса. Другая, не менее
важная, — его любовь к людям труда. Его идеал человека возникал не из «игры
воображения», но в осмыслении народной истории и многовекового опыта трудовых
низов, их положения в настоящем. Его любовь и восхищение вызывают честные
и добрые труженики, борцы за правду и человечность. Они отзывчивы, бескорыстны,
верны в любви и дружбе, преданы отчизне, идут на жертвы во имя справедливости
и свободы. Вместе с тем он отвергает распространенные в шотландском народе
консервативно-националистические иллюзии (см. стихотворение «Якобиты на словах»).
Это получило отражение в его поэтических оценках судеб и личностей шотландских
королей, от Марии Стюарт до принца-претендента. Непрестанное движение времени,
по убеждению Бернса, таково, что старое должно уступить новому («Мосты Эйра»,
1786). Движение вперед и только вперед утверждал он как закон бытия. Этот
закон славил поэт еще в концовке «Веселых нищих»:
Жизнь — в движенье
бесконечном:
Радость — горе,
тьма и свет.
Борьба отжившего
и нового у Бернса драматична, чревата и непредвиденными случайностями, и трагедиями,
но все, что стоит на пути к будущему, должно быть сметено. Таков подтекст
«Песни смерти» (1792), «Дерева Свободы» (1793) и других стихотворений, созданных
в годы Великой французской революции. Еще раньше поэт приветствовал американскую
революцию. Он воспринял ее как удар по британской монархии. Но события во
Франции были ему ближе. Бернс восторженно встретил падение Бастилии, одобрил
суд и приговор Конвента венценосцам Бурбонам, был восхищен борьбой Республики
против армий антифранцузской коалиции. Стихотворение «Дерево Свободы» глубоко
обобщило эту уверенность поэта в правоте санкюлотов, в общеевропейском значении
опыта Франции, особо важного для Англии. Оценка в этом стихотворении английской
революции XVII в. еще раз
подтверждает проницательность и остроту исторических воззрений поэта. Но текст
этого стихотворения был опубликован только в 1838 г., да и после этого включался
не во все издания его стихов. Все отклики Бернса на революцию во Франции —
не только свидетельство симпатий к ней, но и программа борьбы за желанную
Свободу и Справедливость, за подлинное «Величие Человека», неподвластное коронам
и деньгам.
Английской реакции
тех лет и позднейшего времени особенно ненавистны его обличительные сатиры
и эпиграммы. В них слиты свифтовский гнев и дерзость хлесткой народной песни.
Многие из них обличали войну. «Войны — чумные эпидемии, в которых виновна
не природа, но люди». Он напрямик говорил, что войны нужны монархам, парламентариям,
торгашам: войну благословляет церковь; ждут ее, а с ней и новых чинов, генералы.
Их прибыли и слава оплачены ценой многих тысяч человеческих жизней («Благодарение
за национальную победу»). Только война за свободу народа оправдана и прославлена
поэтом.
Политические сатиры
и эпиграммы Бернса обычно имели точный адрес и утверждали принципы плебейско-демократической
гражданственности и морали. Одна из главных мишеней обличения у Бернса — дворянско-буржуазная
парламентская система в англошотландском варианте, контрасты ее видимости
и сути.
О королевской чете
Ганноверов — Георге III и его супруге, об их наследнике
Бернс говорил с пренебрежительной иронией в «Трактирной балладе», в сатирической
поэме «Сон» — насмешливом приветствии королю в день его рождения и других
стихах. Коронованные персоны Англии — жалкие марионетки в руках парламентской
грабительской верхушки, тех, кто наживается на финансовых спекуляциях, затевает
войны, стрижет налогоплательщиков, «как баранье стадо». Союз продажных политиков
с торгашами и церковью, предвыборные спекуляции разоблачены Бернсом в сатирах
«Галерея политиков и святош», «Баллады о выборах м-ра Уэрона» и других. Эти
стихотворные политические фельетоны предельно злободневны, обличают существующую
систему преступного обмана народа. Среди поздних насыщенных гневом и болью
сатир особенно выделяется «Послание Вельзевула» (1790), в котором фантастика
служит реалистическому обличению власть имущих и богачей. Законник-взяточник
и помещик-деспот превосходят жестокостью в расправе над крестьянами и их семьями
самых страшных дьяволов. Вельзевул обещает этим негодяям лучшие места в аду.
В интенсивном становлении
социального опыта Бернса и его революционно-плебейского мировоззрения открывались
все новые возможности и грани. Новаторское направление своего времени — сентиментализм
— Бернс подверг критической оценке, отбросив в нем то, что он назвал «жеманством»
(слезливую чувствительность, пассивность, религиозные иллюзии авторов и их
героев). В предромантизме он не принял поэтизацию отчаяния и ужаса перед жизнью.
Центральная тема предромантиков — всесилие дьявола, зла в мире — решена Бернсом
без мистики, в материалистическом плане, содержит политическую оценку реальных
сил эпохи. Острый здравый смысл, соленый народный юмор поэта разрушали предромантическую
поэтизацию встреч с «нечистой силой». Блестящая пародия на предромантические
«дьяволиады» — комическая поэма Бернса «Тэм О’Шэнтер».
Преувеличенной
чувствительности и эстетизированным ужасам Бернс противопоставлял свое представление
о назначении искусства, в котором сенсуалистические и материалистические идеи
просветительской эстетики слиты с лучшими традициями фольклора. Поэзия, утверждал
он, должна быть гуманной и естественной, воспевать историю народа и его героев,
звать честных тружеников к свободе и защищать их достоинство. Поэта творит
Природа («Послание Р. Грэхему»). Ему не чуждо ничто человеческое и главное
в нем — человечность. Он «готов утереть любую слезу и исцелить каждый стон».
Сам же он — «нагое дитя Природы», — как и все другие неимущие, не защищен
от скорбей и зол жизни.
Очищая стих от
напыщенности и штампов, Бернс стремился к максимальной выразительности поэтического
слова. В стихах Бернса звучит шотландский диалект; многие из них написаны
на мотивы народных песен и сами стали песнями, которые и сегодня поет Шотландия.
Обновление и демократизация тематики, языка, художественных средств шли у
него в единстве с перестройкой традиционной системы лирических жанров, ее
обогащением. Удивительная энергия, острота и богатство суждений, находчивость
в полемике и сила аргументов, богатство ритмов и интонаций, удивительная гибкость
и красочность народной речи — эти характерные особенности лучших стихотворений
Бернса завоевали ему всемирную известность.
В России переводы
из Бернса появились уже на рубеже XVIII
— XIX вв., и с той
поры интерес к его творчеству у нас никогда не ослабевал. Томик его стихов
находился в библиотеке Пушкина, его переводили поэты — революционные демократы
М. Л. Михайлов, B.C. Курочкин и др. Благодаря великолепным переводам С.
Маршака и трудам российских ученых о шотландском поэте поэзия Бернса стала
неотъемлемой частью русской культуры.
[1]
Здесь и далее стихотворения Бернса цитируются в переводах С. Я. Маршака.
|