ПРЕДИСЛОВИЕ
Третий том «Истории русской литературы» посвящен литературе второй половины
прошлого века (1856—1881), эпохе могучего расцвета русского реализма и его
мировой славы. Одна из главных задач тома — показать, как глубоко своеобразная,
чрезвычайно сложная по своей структуре и необыкновенно динамичная в своем
развитии эпоха, наступившая после 1861 г., определила в конечном счете новаторский
характер всей системы реализма 60—70-х гг. и сформировала новый тип писателя.
Он активно и творчески вторгался в решение самых животрепещущих проблем современной
ему жизни. Наследие классиков того времени стало фактором социального и духовного
прогресса, «революцией до революции» — все более и более возрастающим давлением
на антинародный правопорядок полукрепостнической, капитализирующейся России.
Варварская реформа 1861 года оставила крестьян без земли и нисколько не улучшила
их благосостояния. «Но падение крепостного права, — писал В. И. Ленин, — встряхнуло
весь народ, разбудило его от векового сна, научило его самого искать выхода,
самого вести борьбу за полную свободу». [1] Эта борьба затронула все сферы «духовного производства»
и оказала, в частности и в особенности, глубочайшее воздействие на характер
литературного развития.
Наступил перевал в русской истории, мучительное, а вместе с тем и плодотворное
время решительного пересмотра, ломки, ликвидации отживающего и энергичного
становления нового. В этих условиях «водоворота» особенную остроту приобрели
вопросы становления «нового человека», его духовного мира. Начался процесс
бурного пробуждения и формирования чувства личности, ее общественного и нравственного
самосознания, — процесс, захвативший не только образованные слои общества,
но и его «низы» — трудовые массы народа. Этот критический — антикрепостнический
и антибуржуазный — пафос слился в художественном наследии пореформенной поры
с поисками положительной «философии жизни», с началами утверждающими. В них
сказались не только утопические представления об идеальных путях жизнестроительства
(патриархально-самобытнические иллюзии), но обнаружились и такие абсолютные
духовные ценности, которые наследуются и развиваются последующими поколениями,
входят в сокровищницу социалистической культуры.
Писатели «эпохи подготовки революции» поставили и пытались по-своему решить
великие вопросы демократии и социализма в областях социально-экономической,
социально-нравственной и эстетической. Характеристике нравственного потенциала
русской литературной классики, в котором она достигла непревзойденных вершин,
авторы книги уделяют особое внимание.
Второй цикл проблем, освещаемых в томе, — характеристика общих черт реализма
и их индивидуальных выражений в творческой практике классиков, а также и своеобразного
воплощения этих черт в тех школах и течениях, которые сложились в рассматриваемые
десятилетия (школа беллетристов-демократов 60-х гг., Чернышевский и писатели
его направления, некрасовская школа, литературное народничество и т. д.).
Большое внимание в томе уделено и литературным родам и жанрам.
Построение тома определяется особенностями его предмета — литературно-общественным
движением 60—70-х гг. Социальная и литературная общность этого периода несомненна,
если иметь в виду экономическую и социальную структуру общества. Вместе с
тем два названных десятилетия следует и разграничивать, учитывая социально-политическую
эволюцию России от 60-х к 70-м годам, сдвиги в революционном и социалистическом
движении, развитие общественной, философско-эстетической мысли (от «шестидесятников»
к «семидесятникам»). Поэтому в томе имеются главы, в которых дается общая,
типологическая картина литературно-общественного движения 60—70-х гг. в целом,
и есть главы, в которых материал расчленяется по десятилетиям и более детально
рассматривается то своеобразное, что приносит каждое из них в жизнь литературы,
в духовный мир писателя.
В апробации материалов тома приняли активное участие проф. П. Г. Пустовойт (Московский
университет), проф. Н. И. Соколов (Ленинградский университет), доц. И. А.
Дергачев (Уральский университет).
Литературно-техническую подготовку текста осуществила Г. В. Степанова, научный
сотрудник Пушкинского Дома.
[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.
Источник:
История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980.
|