ПИФАГОР
Пифагор
был великим математиком и мудрецом, но этого ему было мало. Он хотел быть
пророком и полубогом.
О нем
рассказывали чудеса. Белый орел слетал к нему с неба и позволял себя гладить.
Переходя вброд реку Сирис, он сказал: «Здравствуй, Сирис!» И все слышали, как
река прошумела в ответ: «Здравствуй, Пифагор!» В один и тот же полдень его
видели в городе Кротоне и в городе Метапонте, хотя между Кротоном и Метапонтом
— неделя пути. Он говорил: «Я не учу мудрости, я исцеляю от невежества». Он
разговаривал с медведицей, и медведица с тех пор не трогала ничего живого; он
разговаривал с быком, и бык с тех пор не касался бобов. Однажды на берегу моря
он увидел рыбаков, которые, надсаживаясь, тянули тяжелую сеть; он им сказал: «В
сети будет пятьсот восемнадцать рыб». Так и оказалось, и пока рыб пересчитывали
на сухом песке, ни одна из них не издохла.
Он
говорил, что после смерти душа человека переселяется в новое тело и начинает
новую жизнь. Например, его душа была когда-то душою Эталида, сына Гермеса.
Гермес предложил сыну на выбор любой дар, кроме бессмертия. Эталид выбрал
память о прошлых жизнях своей души. Поэтому Пифагор помнил, что после Эталида
он был троянцем Евфорбом, которого ранил Менелай; потом — милетцем Гермотимом,
который когда-то узнал щит Менелая среди полусгнивших щитов на стене храма
Аполлона; потом — Пирром, рыбаком с острова Делоса; и наконец стал Пифагором.
Самое
известное из открытий Пифагора — это, конечно, теорема о том, что в
треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Повод для этого
открытия был самый прозаический. Нужно было решить задачу, с которой
сталкивается любой землемер или строитель: как по данному квадрату построить
квадрат, вдвое больший? Пифагор решил ее: нужно провести через данный квадрат
диагональ и построить на ней квадрат, и он будет вдвое больше данного. А потом,
разглядывая свой чертеж, он достиг и более общей формулировки теоремы. После
этого он объявил, что сами боги подсказали ему это решение, и принес богам
самую щедрую жертву, какую знало греческое благочестие, — гекатомбу, стадо
из ста голов скота.
У
Пифагора было много учеников. Их учение продолжалось пятнадцать лет. Первые
пять лет ученик должен был молчать: это приучало его к сосредоточенности.
Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его:
Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавеси. Только последние пять лет
ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу. Наставления Пифагора начинались
словами: «Самое священное на свете — лист мальвы, самое мудрое — число, а после
него — тот из людей, кто дал всем вещам имена».
Когда
его ученики просыпались по утрам, они должны были произносить такие два стиха:
Прежде чем встать от сладостных
снов, навеваемых ночью,
Думой раскинь, какие дела тебе
день приготовил.
А
отходя ко сну — такие три стиха:
Не допускай ленивого сна на
усталые очи,
Прежде чем на три вопроса о деле
дневном не ответишь:
Что я сделал? чего я не сделал? и
что мне осталось?
Пифагор
говорил: «Главное — это отгонять от тела болезнь, от души — невежество, от
утробы — сластолюбие, от государства — мятеж, от семьи — раздор, отовсюду —
нарушение меры».
И еще: «Боги
дали людям две благодати: говорить правду и делать добро».
Как и
семь мудрецов, он давал наставления о том, как надо жить. Но у мудрецов все
было сказано кратко и ясно, а Пифагор нарочно говорил загадочно и
иносказательно. Что, например, могут значить такие заветы: «Не разгребай огонь
ножом», «Не ходи по качающемуся бревну», «Не наступай на обрезки волос и ногтей»,
«Помогай ношу взваливать, а не сваливать», «Что упало, не поднимай», «Не
разламывай хлеба надвое»? И даже: «Обувай первой правую ногу, а мой левую», «Не
оставляй след горшка на золе» — и так далее, и так далее.
Некоторые
отгадки сохранились. «Не разгребай огонь ножом» — это значит: человека
вспыльчивого и надменного резкими словами не задевай. «Помогай ношу взваливать,
а не сваливать» — поощряй людей не к праздности, а к добродетели и к труду. «Что
упало, не поднимай» — перед смертью не цепляйся за жизнь. «Не разламывай хлеба
надвое» — не разрушай дружбы. «Через весы не шагай» — соблюдай меру во всем. «Венка
не обрывай» — не нарушай законов, ибо законы — это венец государства. «Не ешь
сердца» — не удручай себя горем. «По торной дороге не ходи» — следуй не мнениям
толпы, а мнениям немногих понимающих.
Самое
же знаменитое его требование было — не есть бобов. Объяснений ему (и в
древности, и в новое время) приводилось очень много: и потому-де, что это
слишком насыщенная белками пища, и потому, что с виду они похожи на аидовы
врата, и потому, что они состоят из двух половинок, точно так же, как человек,
у которого всего по два: и рук, и ног, и так далее, и даже «потому, что они
подобнее всего человеческому составу, и если во время цветения бобов взять
цветок, уже потемневший, положить в глиняный сосуд, закопать в землю на
девяносто дней, а потом откопать и открыть, то вместо боба в нем окажется
человеческая голова». Не думаю, чтобы кто-нибудь в Греции проверял эти опыты.
Из-за
бобов Пифагор и погиб. Он жил в городе Кротоне в Италии, знать его почитала и
училась у него, а народ ненавидел. Против Пифагора и его учеников вспыхнуло
восстание. Пифагор бежал, за ним гнались. Впереди было поле, засеянное бобами.
Пифагор остановился: «Лучше погибнуть, чем потоптать бобы». Здесь его и убили.
Почему
же Пифагор и его ученики так много занимались математикой? Почему потом Платон,
многое перенявший от пифагорейцев, написал на дверях своей школы: «Не знающим
геометрии вход воспрещен»? Потому что знание математики более всего приближает
человека к богам. Чем? Тем, что даже бог не может сделать, например, чтобы
дважды два не равнялось четырем, а сумма квадратов катетов — квадрату
гипотенузы. Если есть в мире законы, которым повинуется все на свете — и люди,
и боги, то это прежде всего законы математические. Кто знает математику, тот
знает то, что выше бога.
|