СЕМЬ МУДРЕЦОВ
На
стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений — уроков
жизненной мудрости. Они гласили: «Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера
— важнее всего»; «Всему свое время»; «Главное в жизни — конец»; «В многолюдстве
нет добра»; «Ручайся только за себя».
Греки
говорили, что оставили их семь мудрецов — семь политиков и законодателей того
времени, о котором мы рассказываем. Это были: Фалес Милетский, Биант Приенский,
Питтак Митиленский, Клеобул Линдский, Периандр Коринфский, Хилон Спартанский,
Солон Афинский. Впрочем, иногда в числе семерых называли и других мудрецов,
иногда приписывали им и другие изречения. Стихотворение неизвестного поэта
говорит об этом так:
Семь мудрецов называю: их родину,
имя, реченье.
«Мера важнее всего!» — Клеобул
говаривал Линдский;
В Спарте — «Познай себя самого!»
— проповедовал Хилон;
«Сдерживай гнев», — увещал
Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чем», —
поговорка была митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай», —
повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», —
говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся», —
Фалеса Милетского слово.
Говорили,
что однажды рыбаки на острове Кос вытащили из моря великолепный золотой
треножник. Оракул ведел отдать его самому мудрому человеку в Греции. Его
отнесли Фалесу. Фалес сказал: «Я не самый мудрый» — и отослал треножник Бианту
в Приену. Биант переслал его Питтаку, Питтак — Клеобулу, Клеобул — Периандру,
Периандр — Хилону, Хилон — Солону, Солон — обратно Фа-лесу. Тогда Фалес отослал
его в Дельфы с надписью: «Аполлону посвящает этот треножник Фалес, дважды
признанный мудрейшим среди эллинов».
Над
Фалесом смеялись: «Он не может справиться с простыми земными заботами и оттого
притворяется, что занят сложными небесными!» Чтобы доказать, что это не так,
Фалес рассчитал по приметам, когда будет большой урожай на оливки, скупил
заранее все маслодавильни в округе, и, когда урожай настал и маслодавильни
понадобились всем, он нажил на этом много денег. «Видите, — сказал
он, — разбогатеть философу легко, но неинтересно».
Биант с
другими горожанами уходил из взятой неприятелем Приены. Каждый тащил с собою
все, что мог, один Биант шел налегке. «Где твое добро?» — спросили его. «Все
мое — во мне», — отвечал Биант.
Питтак
справедливо правил Мити ленами десять лет, потом сложил власть. Народ наградил
его большим земельным наделом. Питтак принял только половину и сказал: «Половина
больше целого».
Клеобул
и его дочь Клеобулина первыми в Греции стали сочинять загадки. Вот одна из них,
ее разгадает всякий:
Есть на свете отец, двенадцать
сынов ему служат;
Каждый из них родил дочерей два
раза по тридцать;
Черные сестры и белые сестры,
друг с другом несхожи;
Все умирают одна за другой, и все
же бессмертны.
Хилон
говорил: «Лучше решать спор двух врагов, чем двух друзей: здесь сделаешь одного
из врагов другом, там — одного из друзей врагом». Кто-то похвалился: «У меня
нет врагов». — «Значит, нет и друзей», — сказал Хилон.
Солона
спросили, почему он не установил для афинян закона против отцеубийства. «Чтобы
он не был нужен», — ответил Солон.
Кроме
того, семерым мудрецам, вместе и порознь, приписывали и другие уроки жизненной
мудрости. Вот некоторые их советы:
Не делай того, за что бранишь
других.
О мертвых говори или хорошо, или
ничего.
Чем ты сильнее, тем будь добрее.
Пусть язык не опережает мысли.
Не спеши решать, спеши выполнять
решенное.
У друзей все общее.
Кто выходит из дома, спроси:
зачем?
Кто возвращается, спроси: с чем?
Не чванься в счастье, не унижайся
в несчастье.
Суди о словах по делам, а не о
делах по словам.
Вы скажете, что это и так все
знают?
Да, но все ли так и поступают?
Впрочем,
ведь и сами мудрецы, когда их спросили, что на свете труднее всего и что легче
всего, ответили: «Труднее всего — познать самого себя, а легче всего — давать
советы другим».
|