МОЛИТВЫ,
ЖЕРТВЫ, ГАДАНИЯ
«На
бога надейся, а сам не плошай», — говорит старинная пословица. Греки очень
хорошо умели не плошать, но для верности они хотели еще и надеяться на бога.
Поэтому-то почти на каждой странице этой книги о чем-нибудь молят богов и ради
чего-нибудь приносят им жертвы. Как это выглядело?
Молитва
— это разговор с богом. Человек становился лицом к тому богу, которому молился,
протягивал к нему руки и вслух произносил сперва обращение к богу, потом
похвалу ему, потом свою просьбу, потом обещание благодарности за исполнение
этой просьбы. Если он молился в храме, то протягивал руки к статуе бога; если
небесным богам — то к небу; если речным или морским — опускал их в воду; если
подземным — ударял ими по земле или топал ногою. Современный верующий на
молитве стоит спокойно (иногда на коленях), сложив руки перед грудью, и молится
про себя, уверенный, что его бог услышит и такую молитву. Но грек разговарил с
богом, как с человеком, и на колени не вставал никогда.
Жертва
— это угощение богу. Если бог помогает человеку во всех делах, то от всякой
удачи нужно с ним делиться. Когда собирали урожай, то первые колосья и первые
плоды приносили богу. Когда пили, то перед каждым пиром несколько раз плескали
вином наземь. Когда ели, то откладывали для бога специально выпеченное печенье
или медовую лепешку. А когда ели мясное — в бедном греческом быту это было
нечастым праздником, — то делиться с богом было обязательно. Тогда и
устраивались те жертвоприношения быков, овец, коз и свиней, о которых чаще
всего упоминается в книгах.
Перед
храмами, а часто и отдельно, на площади или перекрестке, стояли алтари. Алтарь
— это божий стол: прямоугольная глыба, земляная или, чаще, каменная, иногда
маленькая, иногда очень большая. На нем разводился священный огонь. Головню из
огня опускали в сосуд с водой
— в
этой воде присутствующие омывали руки, чтобы очиститься перед
жертвоприношением. К алтарю подводили жертвенное животное, обрызгивали его
водой, осыпали жареным ячменем и солью, а потом оглушали ударом дубины и быстро
закалывали. Затем начиналось угощение богов. С туши сдирали кожу, вырубали
спинную часть, обкладывали жиром и внутренностями и сжигали на алтаре. Жирный дым
всходил к небу: небесные боги могли лакомиться жертвою. Для подземных богов
жертву зарывали в землю. Несколько кусков мяса уделялось жрецам и храмовым
служителям. Остальное съедалось на пиру. Люди ели мясо и чувствовали себя
сотрапезниками богов.
Иногда
жертва была особенной — очистительной. Если человек совершил нечаянное
убийство, он должен был покинуть родину и искать очищения на чужбине. Его не
спрашивали, в чем дело: жрец зажигал огонь на алтаре, закалывал молочного
поросенка, обрызгивал его кровью руки пришедшего, а потом омывал их священной
водой и вытирал. Это означало, что кровь смыта кровью и человек может
возвращаться к сородичам. А очистительного поросенка не сжигали, чтобы не
осквернять огня: его закапывали в глухом месте и возвращались оттуда, не
оглядываясь.
Иногда
жертва предназначалась для гадания. Такие жертвы приносились перед сражениями.
Зарезав животное, смотрели, как горит на алтаре его мясо, особенно хвост: если
хвост скручивался, это предвещало трудности, если конец его опускался вниз —
неудачу, если поднимался вверх
— удачу.
Выпотрошив животное, смотрели на его внутренности, особенно на печень: если вид
их казался необычным, это значило, что животное нездорово и, стало быть,
неугодно богам — боги не насытились и требуют новой жертвы. Чтобы добиться
добрых знамений, приходилось иной раз закалывать не один десяток баранов или
овец. При каждом войске гнали на всякий случай целое небольшое жертвенное
стадо.
Были и
другие способы гадания. Гадали по полету птиц, по крику птиц, по грому и молнии,
по кометам и затмениям, по плеску воды и дыму ладана. В Додонском лесу гадали
по шелесту листьев священного Зевсова дуба. А в ахейском городе Фарах гадали
так: на рыночной площади стояла статуя Гермеса, перед ней — курильница, рядом с
ней — урна-копилка. Гадающий подходил к статуе, воскурял ладан, опускал монету
в урну, говорил на ухо статуе свой вопрос, поворачивался, затыкал уши и шел
прочь. Дойдя до конца рынка, он открывал уши и первое слово, которое слышал,
считал божьим знамением.
В
особенном почете были гадания по вещим снам. В Эпидавре был храм бога-целителя
Асклепия; больные приходили сюда, приносили жертвы и оставались ночевать; утром
жрецы выслушивали, что им снилось, и назначали лечение. А однажды было даже
так. Бог Асклепий явился во сне бедной женщине Аните и сказал: «Ступай к
слепому Фалисию и передай ему это письмо!» Она проснулась — рядом лежали
восковые таблички. Она пошла искать слепого Фалисия, нашла его, рассказала ему
свой сон и подала таблички. С одного взгляда на них он прозрел и прочел письмо.
В нем было написано: «Дать Аните две тысячи золотых монет». Так бог Асклепий
одним сном сделал два добрых дела.
|