ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
ДОРЯН
Если вы
пересмотрите Паросскую хронологическую таблицу и попробуете угадать в ней то
место, где кончается мифология и начинается история, то, скорее всего, это
будет загадочная строчка: «Год 1128. Переселение дорян во главе с царями
Гераклидами в Пелопоннес». Загадочная — потому что если кто из вас и помнит,
кто такие Гераклиды, то вряд ли представляет, что это было за переселение.
А
переселение было: это и вправду не только мифология, но и уже история. Греки —
не исконные жители Греции, они — пришельцы. Они пришли сюда с севера, из-за
Балкан; где и с кем они жили раньше — об этом ученые спорят до сих пор. Сами
греки этого не помнили. Но они хорошо помнили другое — что переселялись они
сюда двумя волнами. Первыми переселились ахейские племена; это об их царствах и
княжествах сохранилась память в мифах. Вторыми переселились дорийские племена;
и об этом переселении был сложен, можно сказать, последний греческий миф, а
потом началась история.
Миф был
вот какой.
Самым
славным греческим героем был Геракл. Он был потомком аргосских царей. Но сам он
не был царем: всю жизнь он прожил бездомным тружеником на чужих службах.
Умирая, он приказал сжечь себя на костре на вершине горы Эты. От этого костра у
подножья Эты забили горячие источники: по этим источникам соседний горный
проход стал называться «Горячие ворота» — Фермопилы.
Рядом с
горой Этой лежит крошечная горная область — Дорида. Здесь нашли приют сыновья
Геракла; старшим и главным из них был Гилл. Им было тесно в маленькой Дориде.
Они собрали дружину из храбрых дорийских горцев и решили идти на Пелопоннес —
добывать аргосское царство своих предков.
Перед
походом, как водится, обратились к оракулу. (Оракул — это не человек, а
святилище, где жрецы давали предсказания от имени бога; как это было устроено,
мы расскажем дальше.) Получили ответ: «Ждите третьих плодов и ступайте через
теснину». Гилл рассудил, что «третьи плоды» — это третий урожай, третье лето;
он выждал два года, а на третий год повел своих дорян через «теснину»
Коринфского перешейка. Навстречу им вышли местные ахейцы. Договорились решить
спор единоборством вождей. Вожди сошлись — и Гилл пал. Дорянам пришлось ни с
чем воротиться в Дориду.
Вновь
обратились к оракулу: «Почему ты нас обманул?» Оракул ответил: «Вы сами не
захотели правильно понять вещание. Плоды — не земные, а людские; теснина — не
суша, а море». Геракл иды поняли: победа достанется не им, а только третьему
поколению после них, и идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а
вплавь через узкий Коринфский залив.
Пока
сменились три поколения, прошло сто лет. Гераклиды терпеливо ждали своего
срока. Наконец за сыновьями и внуками выросли правнуки: три брата — Аристодем,
Темен и Кресфонт. Собрали войско, построили корабли для переправы. Вновь
спросили прорицания у оракула: «Что нам сделать, чтобы победить?» Ответ звучал
таинственно: «Возьмите трехглазого проводника». Братья задумались. Вдруг на
дороге показался всадник на коне, слепом на один глаз. Это был этолийский князь
Оксил: он убил родственника, десять лет бедовал в изгнании и теперь возвращался
на родину. Его стали уговаривать примкнуть к походу. Он легко согласился, но
сразу выговорил себе награду: один из лучших кусков Пелопоннеса — Элиду.
С
трехглазым проводником трое братьев переправились в Пелопоннес, одержали
долгожданную победу над ахейцами и стали делить завоеванные места. Середина
Пелопоннеса — это дикое лесистое нагорье, но по сторонам его лежат четыре
плодородные долины: на востоке — Аргос, на западе — Элида, на юге — Лакония и
лучшая из всех — Мессения. Элиду отдали Оксилу, а о трех других областях три
брата бросили жребий. В горшок с водой каждый опустил по камню: чей вынется
первым, тот будет владеть Аргосом, чей вторым — Лаконией, чей третьим —
Мессенией. Аристодем и Темен опустили свои жребии честно, а Кресфонт схитрил. Ему
хотелось получить урожайную Мессению, и он бросил в воду вместо камня ком
земли, который разошелся в воде. Аргос достался Темену, Лакония — Аристодему,
Мессения осталась на долю лукавого Кресфонта.
Совершив
дележ, братья на трех алтарях принесли жертвы Зевсу. А наутро на их алтарях
оказалось по неожиданному животному: на аргосском — жаба, на лаконском — змея,
на мессенском — лиса. Гадатели, посовещавшись, объяснили: жаба — животное
малоповоротливое, так что аргосским дорянам лучше не ходить на войну; змея —
грозное, так что лаконским дорянам будет сопутствовать победа; а лиса — хитрое,
в чем каждый мог и сможет убедиться. Братья переглянулись, поняли хитрость
Кресфонта и затаили злую память на мессенских дорян.
|