Марина Ивановна Цветаева
1892 – 1941
Приключение — Поэма (1918 – 1919, опубл. 1923)
Гостиница; ночь; Италия; год
1748-й. Главный герой — Джакомо Казанова, двадцати трех лет, доподлинный,
извлеченнный из IV тома собственных его мемуаров и
дополненный, дорисованный женской грезой о вечном Казанове, спит, роняя с
губ женские имена. Его беспокойный сон прерывает гусар Анри, по первому впечатлению
— юный проказливый ангел в мундире. Казанова в волнении: «Вы кредитор? Вы
вор? Вы хуже: / Вы чей-то муж! Нет, хороши для мужа. / Зачем вы здесь? Зачем
на ложе / Нисходит этот лунный луч?» Диалог, как лунный свет, сплетает прихотливые
ритмические узоры. Знаменитый герой-любовник со сна слеп, и ночной визитер
вынужден сам открыться: «Анри-Генриетта»... Казанова вспыхивает скоропалительным
любовным огнем. Легкомысленный (покамест кажущийся легкомысленным) ангелок
упархивает в окно.
Следующим вечером. Казанова
настойчив, Генриетта уклончива,он восторжен, она нежно насмешлива: «Я никогда
так страстно не любил, / Так никогда любить уже не буду...» С помощью говорливых
модисток происходит преображение гусара в блистательную даму. Тихо вкрадывается
вопрос: «Кто ты?» — «Тайна». ...Кто бы она ни была, она — совершенство. Исполнена
тонкой прелести; учтива той изысканной учтивостью, что царила в очарованном
мире замков и парков; остроумна, умна; музыкальна, как сама музыка, — она
покоряет всех блестящих гостей аристократической пармской виллы, где хозяин-горбун,
случайный знакомец, дает прием в ее честь. Оркестр легко роняет «жемчужины
менуэта», небрежно ткутся шелковые нити тонких речей, как вдруг: «К вам посланный
с письмом. / — А! Семь печатей! / Казанове. / Моя любовь, — расстаться мы
должны».
Последнее прощание — на «дорожном
развале», в гостинице «Весы». Казанова в тоске молит остаться с ним еще хоть
ненадолго, она непреклонна — отчего? Атмосфера тайны сгущается... Кольцо,
не принятое им назад, она бросит в заоконную ночь, но прежде того алмазной
гранью вычертит на стекле какие-то быстрые слова — записку в будущее, на которые
Казанова, увлеченный отчаянием, не обратит внимания... Но в самом деле, почему
разлука так неизбежна? Почему ей должно уйти? Кто она, наконец? Может быть,
пришла из другого века? Недаром ей известно грядущее: «Когда-нибудь, в старинных
мемуарах, / Ты будешь их писать совсем седой, / В богом забытом замке на чужбине...»
Может, лунная Генриетта — это лирическая маска Цветаевой, ее мечта о самой
себе: владычице сердец, прельстившей Казанову? «Даю вам клятву, что тебе приснюсь!»
...Тринадцать лет спустя в
ту же комнату той же гостиницы Джакомо приводит свою тысяча первую подругу.
Ей семнадцать лет, она прелестна, бедна, жадна — до денег, сладостей, плотских
утех. Он — еще Казанова, но уже как бы нарицательный: профессиональный любовник,
не вспыхивающий сердечным огнем, а только пышущий телесным жаром... За окном
восходит луна, высвечивает нацарапанные на стекле слова: «Забудешь и Генриетту...»
Ошеломление: «Или я ослеп?» — взрыв, страсть, мгновенно прежний Казанова наполняется
прежним бурным отчаянием. Девчонка в страхе и слезах, хочет бежать. Но страстная
буря стихла, Казанова уже вернулся из прошлого, уже снова готов развлекаться
с тысяча первой... И утешенная красотка, конечно, не может удержать любопытства:
«А что это за буквы?» — «Так — одно-единственное — приключение».
Е. А. Злобина
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |