Марина Ивановна Цветаева
1892 – 1941
Повесть о Сонечке — (1937, опубл. 1975, 1980)
«Повесть о Сонечке» рассказывает
о самом романтическом периоде в биографии Марины Цветаевой — о ее московской
жизни в 1919 — 1920 гг. в Борисоглебском переулке. Это время неопределенности
(ее муж у белых и давно не подает о себе вестей), нищеты (ее дочери — одной
восемь, другой пять — голодают и болеют), преследований (Цветаева не скрывает,
что она жена белого офицера, и сознательно провоцирует враждебность победителей).
И вместе с тем это время великого перелома, в котором есть что-то романтическое
и великое, и за торжеством быдла просматривается подлинная трагедия исторического
закона. Настоящее скудно, бедно, прозрачно, потому что вещественное исчезло.
Отчетливо просматриваются прошлое и будущее. В это время Цветаева знакомится
с такой же, как она, нищей и романтической молодежью — студийцами Вахтангова,
которые бредят Французской революцией, XVIII в. и
средневековьем, мистикой, — и если тогдашний Петербург, холодный и строгий,
переставший быть столицей, населен призраками немецких романтиков, Москва
грезит о якобинских временах, о прекрасной, галантной, авантюрной Франции.
Здесь кипит жизнь, здесь новая столица, здесь не столько оплакивают прошлое,
сколько мечтают о будущем.
Главные герои повести — прелестная
молодая актриса Сонечка Голлидэй, девочка-женщина, подруга и наперсница Цветаевой,
и Володя Алексеев, студиец, влюбленный в Сонечку и преклоняющийся перед Цветаевой.
Огромную роль играет в повести Аля — ребенок с удивительно ранним развитием,
лучшая подруга матери, сочинительница стихов и сказок, вполне взрослый дневник
которой часто цитируется в «Повести о Сонечке». Младшая дочь Ирина, умершая
от голода в пятилетнем возрасте, стала для Цветаевой вечным напоминанием о
ее невольной вине: «не уберегла». Но кошмары московского быта, продажа рукописных
книг, отоваривание пайками — все это не играет для Цветаевой существенной
роли, хотя и служит фоном повести, создавая важнейший ее контрапункт: любовь
и смерть, молодость и смерть. Именно таким «обтанцовыванием смерти» кажется
героине-повествовательнице все, что делает Сонечка: ее внезапные танцевальные
импровизации, вспышки веселья и отчаяния, ее капризы и кокетство.
Сонечка — воплощение любимого
цветаевского женского типажа, явленного впоследствии в драмах о Казанове.
Это дерзкая, гордая, неизменно самовлюбленная девочка, самовлюбленность которой
все же ничто по сравнению с вечной влюбленностью в авантюрный, литературный
идеал. Инфантильная, сентиментальная и при этом с самого начала наделенная
полным, женским знанием о жизни, обреченная, рано умирающая, несчастливая
в любви, невыносимая в быту, любимая героиня Цветаевой соединяет в себе черты
Марии Башкирцевой (кумира цветаевской юности), самой Марины Цветаевой, пушкинской
Мариулы — но и куртизанки галантных времен, и Генриетты из записок Казановы...
Сонечка беспомощна и беззащитна, но ее красота победительна, а интуиция безошибочна.
Это женщина «пар экселянс», и оттого перед ее обаянием и озорством пасуют
любые недоброжелатели. Книга Цветаевой, писавшаяся в трудные и страшные годы
и задуманная как прощание с эмиграцией, с творчеством, с жизнью, проникнута
мучительной тоской по тому времени, когда небо было так близко, в буквальном
смысле близко, ибо «недолго ведь с крыши на небо» (Цветаева жила с дочерьми
на чердаке). Тогда сквозь повседневность просвечивало великое, всемирное и
вневременное, сквозь истончившуюся ткань бытия сквозили его тайные механизмы
и законы, и любая эпоха легко аукалась с тем временем, московским, переломным,
накануне двадцатых.
В этой повести появляются
и Юрий Завадский, уже тогда щеголь, эгоист, «человек успеха», и Павел Антокольский,
лучший из молодых поэтов тогдашней Москвы, романтический юноша, сочиняющий
пьесу о карлике инфанты... В ткань «Повести о Сонечке» вплетаются мотивы «Белых
ночей» Достоевского, ибо самозабвенная любовь героя к идеальной, недосягаемой
героине есть прежде всего самоотдача. Такой же самоотдачей была нежность Цветаевой
к обреченной, всезнающей и наивной молодежи конца серебряного века. И когда
Цветаева дарит Сонечке свое самое-самое и последнее, драгоценные и единственные
свои кораллы, в этом символическом жесте дарения, отдачи, благодарности сказывается
вся неутолимая цветаевская душа с ее жаждой жертвы.
А сюжета, собственно, нет.
Молодые, талантливые, красивые, голодные, несвоевременные и сознающие это
люди сходятся в гостях у старшей и одареннейшей из них. Читают стихи, изобретают
сюжеты, цитируют любимые сказки, разыгрывают этюды, смеются, влюбляются...
А потом кончилась молодость, век серебряный стал железным, и все разъехались
или умерли, потому что так бывает всегда.
Д. Л. Быков
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |