Марина Ивановна Цветаева
1892 – 1941
Крысолов — Поэма (1922)
«Крысолов» — первая поэма
Цветаевой, написанная в эмиграции, в Праге. Это пророчество о судьбах русской
революции, романтический период которой закончился и начался мертвенный, бюрократический,
диктаторский. Это приговор любой утопии о возможности народного торжества,
народной власти. Это же издевка над разговорами о революционности масс, в
основе бунта которых всегда лежат самые низменные мотивы — социальная зависть
и жажда обогащения.
Поэма Цветаевой чрезвычайно
многопланова. «Крысолов» потому и стал одним из вечных, бродячих сюжетов мировой
литературы, что трактовка каждого персонажа может меняться на прямо противоположную.
Крысолов — и спаситель, и убийца, жестоко мстящий городу за обман. Горожане
— и жертвы, и подлые обманщики, и снова жертвы. Музыка не только губит крыс,
но и дарит им в гибели последнюю возможность обрести достоинство, возвышает
их, сманивает чем-то прекрасным и уж во всяком случае несъедобным.
Легенда о крысолове впервые
появилась в литературной обработке в «Хронике времен Карла IX» Мериме. До этого она существовала в нескольких фольклорных
вариантах. Фабула ее проста: в немецком городе Гаммельне нашествие крыс грозит
истребить все запасы еды, а потом и самих горожан. В Гаммельн приходит загадочный
крысолов, который обещает увести всех крыс за огромное вознаграждение. Ему
обещают эти деньги, и он игрой на дудке сманивает крыс в реку Везер, где крысы
и тонут благополучно. Но город отказывается выплатить ему обещанные деньги,
и крысолов в отместку той же игрой на флейте завораживает всех до одного гаммельнских
детей — уводит их из города в гору, которая перед ним расступается. В отдельных
вариантах легенды люди, выходящие из горы, встречаются много после в окрестностях
Гаммельна, они провели в горе десять лет и обладают тайными знаниями, но это
уже варианты неканонические и к легенде прямого отношения не имеющие.
Цветаева сохраняет эту фабулу,
но придает персонажам особое значение, так что конфликт выглядит совсем не
так, как в фольклорной первооснове. Крысолов у Цветаевой — символ музыки вообще,
музыки торжествующей и ни от чего не зависящей. Музыка амбивалентна. Она прекрасна,
независимо от того, каковы убеждения художника и какова его личность. Потому,
мстя горожанам, крысолов обижается не на то, что ему недоплатили, не от жадности
уводит детей, а потому, что в его лице оскорблена музыка как таковая.
Музыка равно убедительна для
крыс, бюргеров, детей — для всех, кто не желает ее понимать, но волей-неволей
вынужден подчиняться ее небесной гармонии. Художник с легкостью уводит за
собой кого угодно, каждому посулив то, что ему желательно. А крысам желательна
романтика.
Победивший пролетариат у Цветаевой
довольно откровенно, с массой точных деталей изображен в виде отряда крыс,
который захватил город и теперь не знает, что делать. Крысам скучно. «Господа,
секрет: отвратителен красный цвет». Им надоедает собственная революционность,
они зажирели и обрюзгли. «У меня заплывает глаз», «У меня оплывает слог»,
«У меня отвисает зад...» Они вспоминают себя отважными, зубастыми и мускулистыми,
ненасытно-голодными борцами — и ностальгируют о том, что «в той стране, где
шаги широки, назывались мы...». Слово «большевики» встает в строку само собой,
ибо «большак», большая дорога, символ странствий, — ключевое слово в главе.
Их-то и сманивает флейта:
Индией, новым обещанием борьбы и завоеваний, странствием туда, где они стряхнут
жир и вспомнят молодость (пророчица Цветаева не могла знать, что в головах
некоторых кавалерийских вождей вызревал план освобождения Индии, чтобы не
пропадал попусту боевой пыл красноармейцев после победы в гражданской войне).
За этой романтической нотой, за обещанием странствий, борьбы и второй молодости
крысы уходят в реку.
Но детей крысолов сманивает
совсем другим, ибо он знает, чьи это дети. Это дети сонного, благонравного,
обывательского, сплетничающего, жадного, убийственного Гаммельна, в котором
ненавидят все непохожее, все живое, все новое. Таким видится Цветаевой мир
современной Европы, но и — шире — любое человеческое сообщество, благополучное,
долго не знавшее обновления и потрясения. Этот мир не в силах противостоять
нашествию крыс и обречен... если только не вмешается музыка.
Дети этого мира могут пойти
только за сугубо материальными, простыми, убогими посулами. И крысолов у Цветаевой
сулит им «для девочек — перлы, для мальчиков — ловля их, с грецкий орех...
И — тайна — для всех». Но и тайна эта простая, детская, глупая: дешевая сказка
с сусальным концом, с благоденствием в финале. Мечты благовоспитанных мальчиков
и девочек: не ходить в школу, не слушаться будильника! Всем — солдатики, всем
— сласти! Почему дети идут за флейтой? «Потому что ВСЕ идут». И эта детская
стадность, тоже по-своему крысиная, демонстрирует всю внутреннюю фальшь «детского»
или «молодежного бунта».
А музыка — жестокая, торжествующая
и всесильная — уходит себе дальше, губя и спасая.
Д. Л. Быков
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |