Михаил Михайлович Зощенко
1894 – 1958
Перед восходом солнца — Повесть (ч. 1-я — 1943;
ч. 2-я по назв. «Повесть о разуме» — 1972)
Автобиографическая и научная
повесть «Перед восходом солнца» — исповедальный рассказ о том, как автор пытался
победить свою меланхолию и страх жизни. Он считал этот страх своей душевной
болезнью, а вовсе не особенностью таланта, и пытался побороть себя, внушить
себе детски-жизнерадостное мировосприятие. Для этого (как он полагал, начитавшись
Павлова и Фрейда) следовало изжить детские страхи, побороть мрачные воспоминания
молодости. И Зощенко, вспоминая свою жизнь, обнаруживает, что почти вся она
состояла из впечатлений мрачных и тяжелых, трагических и уязвляющих.
В повести около ста маленьких
глав-рассказов, в которых автор как раз и перебирает свои мрачные воспоминания:
вот глупое самоубийство студента-ровесника, вот первая газовая атака на фронте,
вот неудачная любовь, а вот любовь удачная, но быстро наскучившая... Главная
любовь его жизни — Надя В., но она выходит замуж и эмигрирует после революции.
Автор пытался утешиться романом с некоей Алей, восемнадцатилетней замужней
особой весьма необременительных правил, но ее лживость и глупость наконец
надоели ему. Автор видел войну и до сих пор не может вылечиться от последствий
отравления газами. У него бывают странные нервные и сердечные припадки. Его
преследует образ нищего: больше всего на свете он боится унижения и нищеты,
потому что в молодости видел, до какой подлости и низости дошел изображающий
нищего поэт Тиняков. Автор верит в силу разума, в мораль, в любовь, но все
это на его глазах рушится: люди опускаются, любовь обречена, и какая там мораль
— после всего, что он видел на фронте в первую империалистическую и в гражданскую?
После голодного Петрограда 1918 г.? После гогочущего зала на его выступлениях?
Автор пытается искать корни
своего мрачного мировоззрения в детстве: он вспоминает, как боялся грозы,
воды, как поздно его отняли от материнской груди, каким чуждым и пугающим
казался ему мир, как в снах его назойливо повторялся мотив грозной, хватающей
его руки... Как будто всем этим детским комплексам автор отыскивает рациональное
объяснение. Но со складом своего характера он ничего поделать не может: именно
трагическое мировосприятие, больное самолюбие, многие разочарования и душевные
травмы сделали его писателем с собственным, неповторимым углом зрения. Вполне
по-советски ведя непримиримую борьбу с собой, Зощенко пытается на чисто рациональном
уровне убедить себя, что он может и должен любить людей. Истоки его душевной
болезни видятся ему в детских страхах и последующем умственном перенапряжении,
и если со страхами еще можно что-то сделать, то с умственным перенапряжением,
привычкой к писательскому труду не поделаешь уже ничего. Это склад души, и
вынужденный отдых, который периодически устраивал себе Зощенко, ничего тут
не меняет. Говоря о необходимости здорового образа жизни и здорового мировоззрения,
Зощенко забывает о том, что здоровое мировоззрение и беспрерывная радость
жизни — удел идиотов. Вернее, он заставляет себя об этом забыть.
В результате «Перед восходом
солнца» превращается не в повесть о торжестве разума, а в мучительный отчет
художника о бесполезной борьбе с собой. Рожденный сострадать и сопереживать,
болезненно чуткий ко всему мрачному и трагическому в жизни (будь то газовая
атака, самоубийство приятеля, нищета, несчастная любовь или хохот солдат,
режущих свинью), автор напрасно пытается себя уверить, что может воспитать
в себе жизнерадостное и веселое мировоззрение. С таким мировоззрением писать
не имеет смысла. Вся повесть Зощенко, весь ее художественный мир доказывает
примат художественной интуиции над разумом: художественная, новеллистическая
часть повести написана превосходно, а комментарии автора — лишь беспощадно
честный отчет о вполне безнадежной попытке. Зощенко пытался совершить литературное
самоубийство, следуя велениям гегемонов, но, по счастью, не преуспел в этом.
Его книга остается памятником художнику, который бессилен перед собственным
даром.
Д. Л. Быков
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |