Константин Дмитриевич Воробьев 1919 – 1975
Это мы, Господи!.. — Повесть (1943)
Лейтенант Сергей Костров осенью 1941 г. попадает в плен. Продержав пленных
несколько дней в подвалах разрушенного Клинского стекольного завода, их, построенных
по пять человек в ряд, конвоируют по Волоколамскому шоссе. Время от времени
раздаются выстрелы — это немцы пристреливают отставших раненых. Сергей идет
рядом с бородатым пожилым пленным — Никифорычем, с которым он познакомился
прошлой ночью. У Никифорыча в вещмешке есть и сухари, один из которых он предлагает
Сергею, и мазь, которая помогает при побоях, — он намазал ею разбитый висок
Сергея. Когда колонна проходит через деревеньку, старуха бросает пленным капустные
листья, которые голодные пленные жадно хватают. Внезапно раздается автоматная
очередь, старушка падает, падают пленные, и Никифорыч, смертельно раненный,
говорит Сергею: «Возьми мешок... сын мой на тебя похож... беги...»
Сергей с колонной пленных доходит до Ржевского лагеря и лишь на седьмые сутки
получает крошечный кусочек хлеба: на двенадцать человек в день выдается одна
буханка хлеба весом в восемьсот граммов. Иногда пленные получают баланду,
состоящую из чуть подогретой воды, забеленной отходами овсяной муки. Каждое
утро из барака выносят умерших за ночь. У Сергея начинается тиф, и его, больного,
с температурой за сорок, обитатели барака сбрасывают с верхних нар, чтобы
занять хорошее место: «все равно умрет». Однако через двое суток Сергей выползает
из-под нижних нар, волоча правую отнявшуюся ногу, и бессильным шепотом просит
освободить его место. В этот момент в барак входит человек в белом халате
— это доктор Владимир Иванович Лукин. Он переводит Сергея в другой барак,
где за загородкой лежит около двадцати командиров, больных тифом; приносит
ему бутылку спирту и велит растирать бесчувственную ногу. Через несколько
недель Сергей уже может на ногу наступать. Доктор, работая в лагерной амбулатории,
осторожно выискивает среди пленных в доску своих людей с тем, чтобы устроить
к лету побег большой вооруженной группой. Но выходит иначе: пленных командиров,
в их числе и Сергея, переводят в другой лагерь — в Смоленск.
Сергей с новым своим приятелем Николаевым и здесь постоянно ищет случая бежать,
но случай все не представляется. Пленных опять куда-то везут, и на этот раз,
видимо, далеко: каждому выдают по целой буханке хлеба из опилок, что составляет
четырехдневную норму. Их грузят в герметически закрывающиеся, без окон, вагоны,
и к вечеру четвертого дня состав прибывает в Каунас. Колонну пленных у входа
в лагерь встречают вооруженные железными лопатками эсэсовцы, которые с гиканьем
набрасываются на изможденных пленных и начинают лопатами их рубить. На глазах
у Сергея погибает Николаев.
Через несколько дней конвоиры выводят сто человек пленных на работу за пределы
лагеря; Сергей и еще один пленный, совсем еще мальчик, по имени Ванюшка,
пытаются бежать, но их настигают конвойные и жестоко избивают. После четырнадцати
дней карцера Сергея и Ванюшку отправляют в штрафной лагерь, расположенный
недалеко от Риги — Саласпилсский лагерь «Долина смерти». Сергей и Ванюшка
и здесь не оставляют надежды на побег. Но через несколько дней их отправляют
в Германию. И тут, сбив решетки с вагонного окна, Сергей и Ванюшка на полном
ходу выпрыгивают из вагона. Оба чудом остаются в живых, и начинаются их скитания
по лесам Литвы. Они идут ночами, держа путь на восток. Время от времени беглецы
заходят в дома — попросить еды. На случай, если вдруг окажется, что в доме
живут полицейские, в карманах у них всегда лежат круглые большие камни-голыши.
В одном доме девушка-работница дает им домашнего сыру, в другом — хлеба, сала,
спички. Однажды, в день, когда Ванюшке исполнилось семнадцать лет, они решают
устроить себе «праздник»: попросить картошки в стоящем на опушке леса домике,
сварить ее с грибами и отдохнуть не два часа, как обычно, а три. Ванюшка отправляется
за картошкой, а Сергей собирает грибы. Спустя некоторое время Сергей, обеспокоенный
отсутствием Ванюшки, по-пластунски подползает к дому, заглядывает в окно,
видит, что Ванюшки там нет, и понимает, что он лежит в доме связанный! Сергей
решает поджечь дом, чтобы избавить Ванюшку от неизбежных пыток в гестапо.
Две недели Сергей идет один. Добывая еду, он пользуется уловкой, которая
не раз спасала ему жизнь: входя в дом, он просит хлеба на восьмерых: «Семь
моих товарищей стоят за домом». Но вот наступает осень, все сильнее болит
нога, все меньше и меньше удается пройти за ночь. И однажды Сергей не успевает
спрятаться на дневку, его задерживают полицейские и доставляют в Субачайскую
тюрьму, а затем переводят в тюрьму Паневежисскую. Здесь в одной камере с Сергеем
сидят русские, которые, судя по его внешнему виду, предполагают, что ему лет
сорок, тогда как ему нет еще и двадцати трех. Несколько раз Сергея водят на
допросы в гестапо, его бьют, он теряет сознание, его опять допрашивают и опять
бьют; у него хотят узнать, откуда он шел, с кем, кто из крестьян давал ему
еду. Сергей придумывает себе новое имя — Петр Руссиновский — и отвечает, что
ни в каком лагере он не был, а сбежал сразу же, как попал в плен.
Сергей и его новые друзья Мотякин и Устинов, до тюрьмы партизанившие в литовских
лесах, задумывают побег. Пленные работают на территории сахарного завода на
разгрузке вагонов; Сергей забрасывает свеклой спрятавшихся в бурт Мотякина
и Устинова, а сам прячется под вагоном, устроившись там на тормозных тросах.
Обнаружив в конце рабочего дня исчезновение троих пленных, конвойные, бросившись
их искать, находят Сергея: его выдает некстати размотавшаяся и свесившаяся
из-под вагона портянка. На вопрос конвойных о ненайденных товарищах Сергей
отвечает, что они уехали под вагонами. На самом же деле, в соответствии с
разработанным планом, они должны попытаться ночью перелезть через забор и
уйти в лес.
После неудавшегося побега Сергея переводят в Шяуляйскую тюрьму, а затем в
Шяуляйский лагерь военнопленных. Идет уже весна 1943 г. Сергей начинает обдумывать
план нового побега.
Н. В. Соболева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |