Александр Валентинович Вампилов 1937 – 1972
Старший
сын — Комедия (1968)
Двое молодых людей — студент-медик
Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, — приударили за незнакомыми
девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства,
на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время
позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые
люди сами едва знакомы, но несчастье сближает. Оба они — парни с юмором, в
них много задора и игры, они не падают духом и готовы воспользоваться любой
возможностью, чтобы согреться.
Они стучатся в дом одинокой
тридцатилетней женщины Макарской, только что прогнавшей влюбленного в нее
десятиклассника Васеньку, но она отшивает и их. Вскоре не знающие куда деться
парни видят, как ее окликает пожилой мужчина из соседнего дома, назвавшийся
Андреем Григорьевичем Сарафановым. Они думают, что это свидание, и решают
воспользоваться удобным случаем, чтобы в отсутствие Сарафанова побывать у
него и немного согреться. Дома они застают расстроенного Васеньку, сына Сарафанова,
который переживает свою любовную неудачу. Бусыгин делает вид, что давно знает
его отца. Васенька держится очень настороженно, а Бусыгин пытается его усовестить,
говоря, что все люди братья и надо доверять друг другу. Это наводит хитроумного
Сильву на мысль, что Бусыгин хочет разыграть парнишку, представившись сыном
Сарафанова, сводным братом Васеньки. Вдохновленный этой идеей, он тут же подыгрывает
приятелю, и ошарашенный Бусыгин, который вовсе не имел этого в виду, является
Васеньке как его неведомый старший брат, решивший наконец разыскать отца.
Сильва не прочь развить успех и склоняет Васеньку отметить событие — найти
в домашних закромах что-нибудь из спиртного и выпить по случаю обретения брата.
Пока они празднуют на кухне,
неожиданно появляется Сарафанов, ходивший к Макарской просить за сына, сохнущего
от любви. Захмелевший Васенька огорошивает его сногсшибательной новостью.
Растерявшийся Сарафанов поначалу не верит, но, вспомнив прошлое, все-таки
допускает такую возможность — тогда только закончилась война, он же «был солдат,
а не вегетарианец». Так что его сыну мог бы быть двадцать один год, а его
мать звали... ее звали Галиной. Эти подробности слышит выглядывающий из кухни
Бусыгин. Теперь он более уверен в себе при встрече с мнимым отцом. Сарафанов
же, расспрашивая новоявленного сына, все больше и больше уверяется в том,
что перед ним действительно его отпрыск, искренне любящий отца. А Сарафанову
сейчас как раз очень нужна такая любовь: младший сын влюбился и норовит отбиться
от рук, дочь выходит замуж и собирается на Сахалин. Сам же он ушел из симфонического
оркестра и играет на танцах и на похоронах, что самолюбиво скрывает от детей,
которые тем не менее в курсе и только делают вид, что ничего не знают. Бусыгин
хорошо играет свою роль, так что даже взрослая дочь Сарафанова Нина, поначалу
встретившая братца очень недоверчиво, готова поверить.
Ночь Сарафанов и Бусыгин проводят
в доверительной беседе. Сарафанов рассказывает ему всю свою жизнь, открывает
душу: жена оставила его, потому что ей казалось, что он слишком долго вечерами
играет на кларнете. Но Сарафанов горд собой: он не позволил себе раствориться
в суете, он сочиняет музыку.
Утром Бусыгин и Сильва делают
попытку незаметно ускользнуть, но сталкиваются с Сарафановым. Узнав об их
отъезде, он обескуражен и расстроен, он дарит Бусыгину на память серебряную
табакерку, так как, по его словам, в их семье она всегда принадлежала старшему
сыну. Растроганный самозванец объявляет о своем решении задержаться на день.
Он помогает Нине прибрать в квартире. Между ним и Ниной устанавливаются странные
отношения. Вроде бы они брат и сестра, но их взаимный интерес и симпатия друг
к другу явно не укладываются в родственные рамки. Бусыгин расспрашивает Нину
о женихе, невольно отпуская ревнивые колкости в его адрес, так что между ними
происходит нечто вроде размолвки. Чуть позже Нина также ревниво будет реагировать
на интерес Бусыгина к Макарской. Помимо этого, они постоянно обращаются к
разговору о Сарафанове. Бусыгин упрекает Нину за то, что она собирается оставить
отца одного. Беспокоит их также и брат Васенька, который то и дело предпринимает
попытки сбежать из дома, считая, что никому здесь не нужен.
Между тем Васенька, ободренный
неожиданным вниманием Макарской, согласившейся пойти с ним в кино (после разговора
с Сара-фановым), оживает и теперь уже не собирается никуда уезжать. Однако
радость его длится недолго. У Макарской на десять часов назначено свидание
с приглянувшимся ей Сильвой. Узнав, что Васенька купил билет на то же время,
она отказывается идти, а на Васенькино наивное упорство возмущенно признается,
что ее неожиданной добротой парнишка обязан своему папе. В отчаянии Васенька
собирает рюкзак, а чуткий Бусыгин, только что намеревавшийся отбыть, снова
вынужден остаться.
Вечером появляется с двумя
бутылками шампанского жених Нины летчик Кудимов. Он простой и открытый парень,
беззлобный и все воспринимающий чересчур прямолинейно, чем даже гордится.
Бусыгин и Сильва то и дело подшучивают над ним, на что он только добродушно
улыбается и предлагает выпить, чтобы не терять время. У него его в обрез,
он, курсант, не хочет опаздывать, потому что дал себе слово никогда не опаздывать,
а собственное слово для него закон. Вскоре появляются Сарафанов и Нина. Вся
компания пьет за знакомство. Кудимов неожиданно начинает вспоминать, где же
он видел Сарафанова, хотя Бусыгин и Нина пытаются помешать ему, убеждая, что
нигде он не мог его видеть или видел в филармонии. Тем не менее летчик с присущей
ему принципиальностью упорствует и в конце концов вспоминает: он видел Сарафанова
на похоронах. Сарафанов с горечью вынужден в этом признаться.
Бусыгин успокаивает его: людям
нужна музыка и когда они веселятся, и когда тоскуют. В это время Васенька
с рюкзаком, несмотря на попытки остановить его, покидает родной дом. Жених
Нины, несмотря на ее уговоры, тоже рвется прочь, боясь опоздать в казарму.
Когда он уходит, Нина упрекает ехидного братца, что тот дурно обошелся с ее
женихом. В конце концов Бусыгин не выдерживает и признается, что вовсе не
брат он Нине. Больше того — он, кажется, влюблен в нее. А между тем обиженный
Сарафанов собирает чемодан, чтобы ехать вместе со старшим сыном. Неожиданно
вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в
полусгоревшей одежде, с испачканным сажей лицом в сопровождении Макарской.
Оказывается, Васенька подпалил ее квартиру. Возмущенный Сильва требует брюки
и, прежде чем уйти, в дверях мстительно сообщает, что Бусыгин вовсе не сарафановский
сын. На всех это производит большое впечатление, однако Сарафанов твердо заявляет,
что не верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый.
Он предлагает Бусыгину переехать из общежития к ним, хотя это встречает возражение
Нины. Бусыгин успокаивает его: он будет их навещать. И тут же обнаруживает,
что снова опоздал на электричку.
Е. А. Шкловский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |