Константин Константинович
Вагинов 1899 – 1934
Козлиная песнь — Роман (1928)
Начало 20-х гг. Петербург,
окрашенный «в зеленоватый цвет, мерцающий и мигающий, цвет ужасный, фосфорический».
Появляющийся в предисловии автор заканчивает свою вступительную
речь словами: «Не люблю я Петербурга, кончилась мечта моя».
Герой романа, Тептелкин, «загадочное
существо» — длинный, худой, с седеющими сухими волосами, вечно погружен в
мечты и раздумья. «Прекрасные рощи благоухали для него в самых смрадных мечтах,
и жеманные статуи, наследие восемнадцатою века, казались ему сияющими солнцами
из пентелийского мрамора».
Среди его друзей — неизвестный
поэт, Костя Ротиков и Миша Котиков, Марья Петровна Долматова, Наташа Голубец,
Страшно и странно преобразился город. Тептелкин живет на Второй улице Деревенской
бедноты. «Травка росла меж камней, и дети пели непристойные песни». В этом
почти незнакомом городе, в новом неведомом мире друзья пытаются найти себе
место. Они мечтают остаться островком Ренессанса среди людей, живущих по иным
законам. Тептелкин снимает в Петергофе дачу-башню, где друзья беседуют о возвышенном.
«Мы, единственно мы сохраняем огоньки критицизма, уважение к наукам, уважение
к человеку... Мы все находимся в высокой башне, мы слышим, как яростные волны
бьются о гранитные бока», — говорит Тептелкин собравшимся. Высокий седой философ
играет на скрипке старинную мелодию, и друзьям кажется, что они «страшно молодые
и страшно прекрасные, что все они страшно хорошие люди».
Но течение жизни подхватывает
их всех. И вот уже Миша Котиков, поклонник недавно утонувшего художника и
поэта Заэвфратского, женится на его вдове, глупенькой и хорошенькой Екатерине
Ивановне, и становится зубным врачом. Костя Ротиков, знаток искусства, читающий
в подлиннике Гонгору и тонко рассуждающий о барокко, «пышном и несколько безумном
стиле», коллекционирует безвкусицу («Весь мир незаметно превращался для Кости
Ротикова в безвкусицу, уже ему больше доставляли эстетических переживаний
изображения Кармен на конфетной бумажке, коробке, нежели картины венецианской
школы, и собачки на часах, время от времени высовывающие язык, чем Фаусты
в литературе»). Наташа выходит замуж за техника Кандалыкина, пошляка и ханжу.
Тептелкин забрасывает труд своей жизни «Иерархия Смыслов» и зарабатывает чтением
лекций на потребу дня. Мария Петровна, ставшая его женой, превращается из
поэтической барышни в весьма практичную домохозяйку. Неизвестный поэт, остро
чувствующий действительность и неспособный идти на компромисс, кончает жизнь
самоубийством. Поэт Сентябрь, излечившись от душевного расстройства, становится
глух к собственным стихам, написанным во время болезни («С моей души ресниц
своих не сводят / Высокие глаза твоей души»).
Гибнет Марья Петровна. А после
ее смерти Тептелкин становится «не бедным клубным работником, а видным, но
глупым чиновником». Он покрикивает на подчиненных и страшно горд достигнутым
положением. Роман завершается послесловием, где вновь появляется автор. Он
и его друзья «спорят и горячатся и произносят тосты за высокое искусство,
не боящееся позора, преступления и духовной смерти».
В финале романа автор с друзьями
«выходит из кабачка в прелестную петербургскую весеннюю ночь, взметающую души
над Невой, над дворцами, над соборами, ночь шелестящую, как сад, поющую, как
молодость, и летящую, как стрела, для них уже пролетевшую».
В. С. Кулагина-Ярцева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |