Аркадий Натанович Стругацкий 1925 – 1991 Борис
Натанович Стругацкий р. 1933
Пикник на обочине — Повесть (1972)
Действие происходит в конце XX в. в городе Хармонте,
который находится около одной из Зон Посещения. Зона Посещения — их на Земле
насчитывается всего шесть — это место, где за несколько лет до описываемых
событий приземлились на несколько часов космические пришельцы, оставившие
многочисленные материальные следы своего пребывания. Зона огорожена и тщательно
охраняется, вход в Зону разрешен только по пропускам и только сотрудникам
Международного института внеземных культур. Однако отчаянные парни — их называют
сталкерами — проникают в Зону, выносят оттуда все, что им удается найти, и
продают скупщикам эти неземные диковинки, каждая из которых имеет у сталкеров
свое название — по аналогии с земными предметами: «булавка», «пустышка», «зуда»,
«газированная глина», «черные брызги» и т. д. У ученых существует несколько
гипотез происхождения Зон Посещения: возможно, некий внеземной разум забросил
на Землю контейнеры с образцами своей материальной культуры; возможно,
пришельцы и сейчас живут в Зонах и пристально изучают землян; а возможно,
пришельцы останавливались на Земле по пути к какой-то неведомой космической
цели, и Зона — как бы пикник на обочине космической дороги, а все эти загадочные
предметы в ней — просто разбросанные в беспорядке брошенные или потерянные
вещи, как после обычного, земного пикника на полянке остаются следы костра,
огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, монетки, пятна бензина
и тому подобные предметы.
Рэдрик Шухарт, бывший сталкер, а теперь сотрудник Института внеземных культур,
работает лаборантом у молодого русского ученого Кирилла Панова, который занимается
исследованием одного из загадочных предметов, найденных в Зоне, — «пустышки».
«Пустышка» — это два медных диска размером с чайное блюдце, между которыми
расстояние сантиметров в сорок, но ни прижать их друг к другу, ни развести
невозможно. Рэд, которому очень нравится Кирилл, хочет сделать ему приятное
и предлагает сходить в Зону за полной «пустышкой», у которой внутри «что-то
синенькое», — он видел такую во время своих сталкерских вылазок в Зону. Надев
специальные костюмы, они отправляются в Зону, и там случайно Кирилл задевает
спиной какую-то странную серебристую паутину. Рэд обеспокоен, но ничего не
происходит. Они благополучно возвращаются из Зоны, однако спустя несколько
часов Кирилл умирает от сердечного приступа. Рэд считает, что в этой смерти
виноват он — недосмотрел с паутиной: в Зоне нет мелочей, любой пустяк может
представлять собой смертельную опасность, и он, бывший сталкер, это прекрасно
знает.
Несколько лет спустя Рэдрик Шухарт, уволившийся из Института после смерти
Кирилла, опять становится сталкером. Он женат, и у него растет дочь Мария
— Мартышка, как он и его жена Гута ее называют. Дети сталкеров отличаются
от других детей, и Мартышка — не исключение; ее личико и тело покрыты густой
длинной шерсткой, но в остальном она — обычный ребенок: шалит, болтает, любит
играть с детьми, и они ее тоже любят.
Рэдрик отправляется в Зону с напарником по прозвищу Стервятник Барбридж,
прозванным так за жестокость по отношению к товарищам-сталкерам. Обратно Барбридж
не может идти, потому что ему повредило ноги: он ступил в «ведьмин студень»,
и ниже колен ноги стали как резиновые — можно завязать узлом. Стервятник просит
Рэда не бросать его, обещая рассказать, где в Зоне лежит Золотой шар, исполняющий
все желания. Шухарт не верит ему, считая Золотой шар выдумкой суеверных сталкеров,
однако Барбридж уверяет, что Золотой шар существует и он уже получил от него
многое, например, у него, в отличие от других сталкеров, двое нормальных и,
более того, замечательно красивых детей — Дина и Артур. Рэд, так и не поверивший
в существование Золотого шара, тем не менее выносит Барбриджа из Зоны и отвозит
к врачу — специалисту по болезням, вызванным влиянием Зоны. Однако ноги Барбриджу
спасти не удается. Отправившись в тот же день с добычей к скупщикам, Рэд попадает
в засаду, его арестовывают и приговаривают к нескольким годам тюрьмы.
Отсидев положенный срок и выйдя на свободу, он находит дочь настолько изменившейся,
что врачи говорят, будто она уже и не человек. Мало того что она изменилась
внешне — она уже почти ничего не понимает. Чтобы спасти дочь, Рэд отправляется
к Золотому шару: Барбридж, помня о том, что Рэд не бросил его в Зоне, дает
ему карту, объясняет, как найти шар, и хочет, чтобы Рэд попросил вернуть ему
ноги: «Зона взяла, может, Зона и вернет». По пути к шару нужно преодолеть
множество препятствий, которыми полна Зона, но самое страшное — «мясорубка»:
один человек должен быть принесен ей в жертву для того, чтобы другой мог подойти
к Золотому шару и попросить его исполнить желание. Стервятник объяснил все
это Рэду и даже предложил на роль «живой отмычки» кого-нибудь из своих людей
— «кого не жалко». Однако Рэдрик берет Артура, сына Барбриджа, красавца, вымоленного
у Зоны, который отчаянно просил Рэда взять его с собой, — Артур догадался,
что Рэдрик отправляется на поиски Золотого шара. Рэдрику жаль Артура, однако
он убеждает себя в том, что выбора у него нет: или этот мальчик, или его Мартышка.
Артур и Рэдрик, пройдя сквозь все ловушки, расставленные Зоной, подходят,
наконец, к шару, и Артур бросается к нему, крича: «Счастье для всех! Даром!
Сколько угодно счастья! Все собирайтесь сюда! Хватит всем! Никто не уйдет
обиженный!» И в ту же секунду чудовищная «мясорубка», подхватив его, скручивает,
как хозяйки выкручивают белье.
Рэд сидит, глядя на Золотой шар, и думает: попросить о дочери, а еще о чем?
И с ужасом понимает, что нет у него ни слов, ни мыслей — все он растерял в
своих сталкерских вылазках, стычках с охранниками, погоне за деньгами — семью
кормить надо, а умеет он только ходить в Зону да сбывать диковинные штучки
всяким темным людям, которые неизвестно как ими распоряжаются. И Рэд понимает,
что других слов, кроме тех, что выкрикнул перед смертью этот мальчик, так
не похожий на своего Стервятника-отца, ему не придумать: «Счастье для всех,
даром, и пусть никто не уйдет обиженный!»
Н. В. Соболева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |