Александр Исаевич Солженицын р. 1918
Один день Ивана Денисовича — Повесть (1959,
опубл. 1962 в искаженном виде. Полн. изд. 1973)
Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался «государственным преступником»,
«шпионом» и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских
людей, без вины осужденных во времена «культа личности» и массовых репрессий.
Он ушел из дома 23 июня 1941 г. (на второй день после начала войны с гитлеровской
Германией), «...в феврале сорок второго года на Северо-Западном (фронте. —
П. Б.) окружили их армию всю, и с самолетов им ничего жрать не бросали, а
и самолетов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших,
размачивали ту роговицу в воде и ели», то есть командование Красной Армии
бросило, своих солдат погибать в окружении. Вместе с группой бойцов Шухов
оказался в немецком плену, бежал от немцев и чудом добрался до своих. Неосторожный
рассказ о том, как он побывал в плену, привел его уже в советский концлагерь,
так как органы государственной безопасности всех бежавших из плена без разбора
считали шпионами и диверсантами.
Вторая часть воспоминаний и размышлений Шухова во время долгих лагерных работ
и короткого отдыха в бараке относится к его жизни в деревне. Из того, что
родные не посылают ему продуктов (он сам в письме к жене отказался от посылок),
мы понимаем, что в деревне голодают не меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову,
что колхозники зарабатывают на жизнь раскрашиванием фальшивых ковров и продажей
их горожанам.
Если оставить в стороне ретроспекции и случайные сведения о жизни за пределами
колючей проволоки, действие всей повести занимает ровно один день. В этом
коротком временном отрезке перед нами развертывается панорама лагерной жизни,
своего рода «энциклопедия» жизни в лагере.
Во-первых, целая галерея социальных типов и вместе с тем ярких человеческих
характеров: Цезарь — столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который, впрочем,
и в лагере ведет сравнительно с Шуховым «барскую» жизнь: получает продуктовые
посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ; Кавторанг — репрессированный
морской офицер; старик каторжанин, бывавший еще в царских тюрьмах и на каторгах
(старая революционная гвардия, не нашедшая общего языка с политикой большевизма
в 30-е гг.); эстонцы и латыши — так называемые «буржуазные националисты»;
сектант-баптист Алеша — выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной
религиозной России; Гопчик — шестнадцатилетний подросток, чья судьба показывает,
что репрессии не различали детей и взрослых. Да и сам Шухов — характерный
представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим
складом мышления. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается
фигура иного ряда — начальника режима Волкова (явно «говорящая» фамилия),
регламентирующего жизнь заключенных и как бы символизирующего беспощадный
коммунистический режим.
Во-вторых, детальнейшая картина лагерного быта и труда. Жизнь в лагере остается
жизнью со своими видимыми и невидимыми страстями и тончайшими переживаниями.
В основном они связаны с проблемой добывания еды. Кормят мало и плохо жуткой
баландой с мерзлой капустой и мелкой рыбой. Своего рода искусство жизни в
лагере состоит в том, чтобы достать себе лишнюю пайку хлеба и лишнюю миску
баланды, а если повезет — немного табаку. Ради этого приходится идти на величайшие
хитрости, выслуживаясь перед «авторитетами» вроде Цезаря и других. При этом
важно сохранить свое человеческое достоинство, не стать «опустившимся» попрошайкой,
как, например, Фетюков (впрочем, таких в лагере мало). Это важно не из высоких
даже соображений, но по необходимости: «опустившийся» человек теряет волю
к жизни и обязательно погибает. Таким образом, вопрос о сохранении в себе
образа человеческого становится вопросом выживания. Второй жизненно важный
вопрос — отношение к подневольному труду. Заключенные, особенно зимой, работают
в охотку, чуть ли не соревнуясь друг с другом и бригада с бригадой, для того
чтобы не замерзнуть и своеобразно «сократить» время от ночлега до ночлега,
от кормежки до кормежки. На этом стимуле и построена страшная система коллективного
труда. Но она тем не менее не до конца истребляет в людях естественную радость
физического труда: сцена строительства дома бригадой, где работает Шухов,
— одна из самых вдохновенных в повести. Умение «правильно» работать (не перенапрягаясь,
но и не отлынивая), как и умение добывать себе лишние пайки, тоже высокое
искусство. Как и умение спрятать от глаз охранников подвернувшийся кусок пилы,
из которого лагерные умельцы делают миниатюрные ножички для обмена на еду,
табак, теплые вещи... В отношении к охранникам, постоянно проводящим «шмоны»,
Шухов и остальные заключенные находятся в положении диких зверей: они должны
быть хитрее и ловчее вооруженных людей, обладающих правом их наказать и даже
застрелить за отступление от лагерного режима. Обмануть охранников и лагерное
начальство — это тоже высокое искусство.
Тот день, о котором повествует герой, был, по его собственному мнению, удачен
— «в карцер не посадили, на Соцгородок (работа зимой в голом поле. — П. Б.)
бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу (получил лишнюю порцию. — П. Б.),
бригадир хорошо закрыл процентовку (система оценки лагерного труда. — П. Б.),
стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером
у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.
Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят
три.
Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось...».
В конце повести дается краткий словарь блатных выражений и специфических
лагерных терминов и аббревиатур, которые встречаются в тексте.
П. В. Басинский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |