Михаил Михайлович Пришвин 1873 – 1954
У стен града невидимого. Светлое озеро — Повесть (1909)
Родина моя — маленькое имение Орловской губернии. Вот туда, наслушавшись
споров на религиозно-философских собраниях в Петербурге, я и решил отправиться,
чтобы оглянуться по сторонам, узнать, что думают мудрые лесные старцы. Так
началось мое путешествие в невидимый град.
Весна. В черном саду поют соловьи. Крестьяне в поле словно ленивые светлые
боги. Повсюду разговоры о японской войне, о грядущем «кроволитии». В Алексеевку
пришли сектанты — «бродили где-то крещеные и веру потеряли», пугают геенной
огненной. «Да это же не Христос, — думаю я, — Христос милостивый, ясный без
книг...»
Вторая моя родина — Волга, кондовая Русь со скитами, раскольниками, с верой
в град невидимый Китеж. Под Иванову ночь собираются со всех сторон странники
на Ветлугу в город Варнавин, чтобы ползти «ободом друг за дружкой всю ночь»
вкруг деревянной церковки над обрывом. Варнава-чудодей помог царю Ивану взять
Казань. Теплится над его гробницей свеча, а в темном углу пророчествует бородатая
старуха: «...И придет Аввадон в Питенбург, и сядет на царство, и даст печать
с цифрой шестьсот шестьдесят шесть». С годины Варнавы паломники возвращаются
в Уренские леса. Здесь по скитам и деревенькам живут потомки ссыльных стрельцов,
сохраняют старую веру, крестятся двумя перстами. «Что-то детски наивное и
мужественное сочеталось в этих русских рыцарях, последних, вымирающих лесных
стариках». Прятались они по болотам, седели в ямах, читали праведные книги,
творили молитву... Чтобы узнать о них, недоверчивых, настороженных, дают мне
в провожатые молодого книжника Михаила Эрастовича. С трудом мы добираемся
до известного в округе Пётрушки. Подростком он убежал в заволжские леса Бога
искать. Христолюбец Павел Иванович отрыл ему яму, накрыл досками, дал книги,
свечи, по ночам носил хлеб и воду. Двадцать семь лет провел Пётрушка под землей,
а как вышел, настроил избушек, собрал вокруг себя стариков. Но это уж после
закона о свободе совести! Говорят мне староверы, что опасаются: «не перевернется»
ли новый закон на старые гонения? Жалуются на попа Николу: забрал из монастыря
в Краснояре лучшие иконы в никонианскую церковь, ризы содрал, третьи пальчики
приписал, помолодил, сидят теперь веселые, будто пьяные...
В селе Урень «что ни двор, то новая вера, тут всякие секты раскола». Однако
находят себя в старообрядчестве и люди образованные. Встретил я на Волге доктора
и священника в одном лице, «верующего, как и народ, в то, что был Иона во
чреве китовом три дня под действием желудочного сока». Этот доктор дал мне
письмо к архиерею, с которым я собрался обсудить, возможна ли «видимая церковь».
«Церковь не должна идти в наемники к государству» — вот содержание нашего
долгого разговора. При мне архиерей впервые, не таясь, а средь ясного дня
приехал к мирянам, вышел на площадь и проповедовал. Звонят колокола, радуются
полуразрушенные часовни и большие восьмиконечные кресты.
Но есть «церковь невидимая», хранимая в душе человеческой. Потому стекаются
странники к Светлому озеру, к «чаше святой воды в зеленой зубчатой раме».
От каждого исходит лучик веры в богоспасаемый невидимый град Китеж. За сотни
верст несут тяжелые книги, чтобы «буквой» победить противников. Чувствую,
что и я начинаю верить в Китеж, пусть отраженной, но искренней верой. Мне
советуют послушать праведницу Татьяну Горнюю — ей дано видеть скрытый в озере
град. И всякий надеется на это чудо. Старушка опускает в трещину у березовых
корней копеечку и куриное яйцо для загробных жителей, другая подсовывает под
корягу холстину: обносились угодники... В каком я веке? На холмах вокруг Светлояра
пестро от паломников. Мой знакомый старовер ульян вступает в спор с батюшкой. Из толпы
выходит большой старик в лаптях и говорит о Христе: «Он — Слово, он — Дух».
С виду обыкновенный лесной мужик с рыжей клочковатой бородой, а оказалось
— «непоклонник, иконоборец, немоляка». Встречался Дмитрий Иванович с петербургским
писателем Мережским, переписывается с ним, не соглашается: «Он плотского Христа
признает, а, по-нашему, Христа по плоти нельзя разуметь. Коли Христос плотян,
так он мужик, а коли мужик, так на что он нам нужен, мужиков и так довольно».
На обратном пути от Светлого озера к городу Семенову Дмитрий Иванович знакомит
меня с другими немоляками, ложкарями-философами. Они увлечены «переводом»
Библии с «вещественного неба на духовного человека» и верят, что, когда все
прочтешь и переведешь, настанет вечная жизнь. Они спорят с заезжими баптистами,
отказываются видеть в Христе реального человека. Чувствуя мой искренний интерес,
младший из немоляк, Алексей Ларионович, открывает тайну, как они забросили
богов деревянных, поняв, что «все Писание — притча». Взял Алексей Ларионович
тайком от жены иконы, переколол их топором, сжег, да ничего не произошло:
«дрова — дрова и есть...» А в божницу опустевшую поставил свой ложкарский
инструмент (на него по привычке крестится жена). Какие тайные подземные пути
соединяют этих, лесных, и тех, культурных, искателей истинной веры! Сотни
их, виденных мною, начиная от пустынника Петрушки и кончая воображаемым духовным
человеком, разделенным с плотью этими немоляками, прошли у стен града невидимого.
И кажется, староверский быт говорит моему сердцу о возможном, но упущенном
счастии русского народа. «Обессиленная душа протопопа Аввакума, — думал я,
— не соединяет, а разъединяет земных людей».
И. Г. Животовский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |