Андрей Платонович Платонов
1899 – 1951
Чевенгур. Путешествие с открытым сердце
— Роман (1929)
Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса — бывал неурожай.
Захар Павлович оставался в деревне один. За долгую жизнь его рук не миновало
ни одно изделие, от сковородки до будильника, но у самого Захара Павловича
ничего не было: ни семьи, ни жилища. Однажды ночью, когда Захар Павлович слушал
шум долгожданного дождя, он различил далекий гудок паровоза. Утром он собрался
и ушел в город. Работа в паровозном депо открыла для него новый искусный мир
— такой давно любимый, будто всегда знакомый, и он решил навсегда удержаться
в нем.
У Двановых рождалось шестнадцать детей, уцелело семеро. Восьмым был приемыш
Саша, сын рыбака. Его отец утонул из интереса: хотел узнать, что бывает после
смерти. Саша — ровесник одного из детей Двановых, Прошки. Когда в голодный
год родилась еще двойня, Прохор Абрамович Дванов сшил Саше мешок для подаяния
и вывел его за околицу. «Все мы хамы и негодяи!» — правильно определил себя
Прохор Абрамович, возвращаясь к жене и собственным детям. Саша зашел на кладбище
попрощаться с отцом. Он решил, как только наберет полную сумку хлеба, вырыть
себе землянку рядом с могилкой отца и жить там, раз у него нету дома.
Захар Павлович просит Прошку Дванова за рублевку разыскать Сашу и берет его
к себе в сыновья. Захар Павлович любит Сашу всей преданностью старости, всем
чувством безотчетных, неясных надежд. Саша работает учеником в депо, чтобы
выучиться на слесаря. Вечерами он много читает, а почитав, пишет, потому что
не хочет в свои семнадцать лет оставлять мир ненареченным. Однако он чувствует
внутри своего тела пустоту, куда, не задерживаясь, входит и выходит жизнь,
как отдаленный гул, в котором невозможно разобрать слов песни. Захар Павлович,
наблюдая за сыном, советует: «Не мучайся, Саш, — ты и так слабый...»
Начинается война, потом революция. В одну октябрьскую ночь, услышав стрельбу
в городе, Захар Павлович говорит Саше: «Там дураки власть берут, — может,
хоть жизнь поумнеет». Утром они отправляются в город и ищут самую серьезную
партию, чтобы сразу записаться в нее. Все партии помещаются в одном казенном
доме, и Захар Павлович ходит по кабинетам, выбирая партию по своему разуму.
В конце коридора за крайней дверью сидит один только человек — остальные отлучились
властвовать. «Скоро конец всему наступит?» — спрашивает человека Захар Павлович.
«Социализм, что ли? Через год. Сегодня только учреждения занимаем». «Тогда
пиши нас», — соглашается обрадованный Захар Павлович. Дома отец объясняет
сыну свое понимание большевизма: «Большевик должен иметь пустое сердце, чтобы
туды все могло поместиться...»
Через полгода Александр поступает на открывшиеся железнодорожные курсы, а
затем переходит в политехникум. Но скоро учение Александра Дванова прекращается,
и надолго. Партия командирует его на фронт гражданской войны — в степной город
Новохоперск. Захар Павлович целые сутки сидит с сыном на вокзале, ожидая попутного
эшелона. Они уже обо всем переговорили, кроме любви. Когда Саша уезжает, Захар
Павлович возвращается домой и по складам читает алгебру, ничего не понимая,
но постепенно находя себе утешение.
В Новохоперске Дванов приучается к степной воюющей революции. Вскоре из губернии
приходит письмо с приказом о его возвращении. По дороге он вместо сбежавшего
машиниста ведет паровоз — и на однопутной дороге состав сталкивается со встречным.
Саша чудом остается жив.
Проделав большой и трудный путь, Дванов возвращается домой. Он сразу же заболевает
тифом, выключаясь из жизни на восемь месяцев. Захар Павлович, отчаявшись,
делает для сына гроб. Но летом Саша выздоравливает. К ним по вечерам приходит
соседка, сирота Соня. Захар Павлович раскалывает гроб на топку, с радостью
думая, что теперь впору не гроб, а детскую кроватку мастерить, потому что
Соня скоро подрастет и у них с Сашей могут быть дети.
Губком посылает Сашу по губернии — «искать коммунизм среди самодеятельности
населения». Дванов идет от одного селения к другому. Он попадает в руки к
анархистам, у которых его отбивает небольшой отряд под командованием Степана
Копенкина. Копенкин участвует в революции ради своего чувства любви к Розе
Люксембург. В одном селении, куда заезжают Копенкин с Двановым, они встречают
Соню, которая здесь учит в школе детей.
Дванов с Копенкиным, блуждая по губернии, встречают многих людей, каждый
из которых по-своему представляет строительство новой, еще неизвестной жизни.
Дванов знакомится с Чепурным, председателем ревкома уездного города Чевенгур.
Дванову нравится слово Чевенгур, которое напоминает ему влекущий гул неизвестной
страны. Чепурный рассказывает о своем городе как о месте, в котором и благо
жизни, и точность истины, и скорбь существования происходят сами собой по
мере надобности. Хотя Дванов и мечтает вернуться домой и продолжить учебу
в политехникуме, но увлекается рассказами Чепурного о социализме Чевенгура
и решает ехать в этот город. «Едем в твой край! — говорит Чепурному и Копенкин.
— Поглядим на факты!»
Чевенгур просыпается поздно; его жители отдыхали от веков угнетения и не
могли отдохнуть. Революция завоевала Чевенгурскому уезду сны и главной профессией
сделала душу. Заперев свою лошадь Пролетарскую Силу в сарай, Копенкин идет
по Чевенгуру, встречая людей, бледных по виду и нездешних по лицу. Он спрашивает
Чепурного, чем занимаются эти люди днем. Чепурный отвечает, что душа человека
и есть основная профессия, а продукт ее — дружба и товарищество. Копенкин
предлагает, чтобы не было совсем хорошо в Чевенгуре, организовать немного
горя, потому что коммунизм должен быть едким — для хорошего вкуса. Они назначают
чрезвычайную комиссию, которая составляет списки уцелевших в революции буржуев.
Чекисты их расстреливают. «Теперь наше дело покойное!» — радуется после расстрела
Чепурный. «Плачьте!» — говорят чекисты женам убитых буржуев и уходят спать
от утомления.
После расправы с буржуями Копенкин все равно не чувствует в Чевенгуре коммунизма,
и чекисты принимаются выявлять полубуржуев, чтобы освободить жизнь и от них.
Полубуржуев собирают в большую толпу и выгоняют из города в степь. Пролетарии,
оставшиеся в Чевенгуре и прибывшие в город по призыву коммунистов, быстро
доедают пищевые остатки буржуазии, уничтожают всех кур и питаются одной растительной
пищей в степи. Чепурный ожидает, что окончательное счастье жизни выработается
само собой в никем не тревожимом пролетариате, потому что счастье жизни —
факт и необходимость. Один Копенкин ходит по Чевенгуру без счастья, ожидая
приезда Дванова и его оценки новой жизни.
В Чевенгур приезжает Дванов, но не видит коммунизма снаружи: наверное, он
скрылся в людях. И Дванов догадывается, почему большевики-чевенгурцы так желают
коммунизма: он есть конец истории, конец времени, время же идет только в природе,
а в человеке стоит тоска. Дванов изобретает прибор, который должен солнечный
свет обращать в электричество, для чего из всех рам в Чевенгуре вынули зеркала
и собрали все стекло. Но прибор не работает. Построена и башня, на которой
зажигают огонь, чтобы блуждающие в степи могли прийти на него. Но никто не
является на свет маяка. Из Москвы приезжает товарищ Сербинов для проверки
трудов чевенгурцев и отмечает их бесполезность. Чепурный объясняет это: «Так
мы же работаем не для пользы, а друг для друга». В своем отчете Сербинов пишет,
что в Чевенгуре много счастливых, но бесполезных вещей.
В Чевенгур доставляют женщин — для продолжения жизни. Молодые чевенгурцы
лишь греются с ними, как с матерями, потому что воздух уже совсем холодный
от наступившей осени.
Сербинов рассказывает Дванову о своей встрече в Москве с Софьей Александровной
— той самой Соней, которую Саша помнил до Чевенгура. Сейчас Софья Александровна
живет в Москве и работает на фабрике. Сербинов говорит, что она помнит Сашу,
как идею. Сербинов молчит о своей любви к Софье Александровне.
В Чевенгур прибегает человек и сообщает, что на город движутся казаки на
лошадях. Завязывается бой. Погибает Сербинов с мыслями о далекой Софье Александровне,
хранившей в себе след его тела, погибает Чепурный, остальные большевики. Город
занят казаками. Дванов остается в степи над смертельно раненным Копенкиным.
Когда Копенкин умирает, Дванов садится на его лошадь Пролетарскую Силу и трогает
прочь от города, в открытую степь. Он едет долго и проезжает деревню, в которой
родился. Дорога приводит Дванова к озеру, в глубине которого когда-то упокоился
его отец. Дванов видит удочку, которую забыл на берегу в детстве. Он заставляет
Пролетарскую Силу зайти в воду по грудь и, прощаясь с ней, сходит с седла
в воду — в поисках той дороги, по которой когда-то прошел отец в любопытстве
смерти...
Захар Павлович приходит в Чевенгур в поисках Саши. Никого из людей в городе
нет — только сидит у кирпичного дома Прошка и плачет. «Хочешь, я тебе опять
рублевку дам — приведи мне Сашу», — просит Захар Павлович. «Даром приведу»,
— обещает Прокофий и идет искать Дванова.
В. М. Сотников
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |