Константин Георгиевич
Паустовский 1892 – 1968
Дым отечества — Роман (1944)
Получив от известного пушкиниста
Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор
Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над фресками
Троицкой церкви и вместе со своим напарником и учеником Пахомовым отправился
к Швейцеру, рывшемуся в фондах Михайловского музея в надежде найти неизвестные
пушкинские стихи или документы.
В поездку пригласили и дочь
квартирной хозяйки, актрису одесского театра, красавицу, приехавшую навестить
дочь и стареющую мать.
Заснеженные аллеи, старый
дом, интересное общество в Михайловском — все понравилось Татьяне Андреевне.
Приятно было и обнаружить почитательниц своего таланта — одесских студенток.
Был и совсем неожиданный сюрприз. Как-то войдя в одну из комнат, Татьяна Андреевна
тихо ахнула и опустилась в кресло напротив портрета молодой красавицы. Все
увидели, что их спутница совершенно схожа с ней. «Каролина Сабанская — моя
прабабка», — пояснила она. Прадед актрисы, некто Чирков, в год пребывания
в Одессе Пушкина служил там в драгунском полку. Каролина блистала в обществе,
и в нее был влюблен наш поэт, но она вышла за драгуна, и они расстались. Между
прочим, сестра этой отчаянной авантюристки, графиня Ганская, во втором браке
была женою Бальзака. Татьяна Андреевна припомнила, что у ее киевского дядюшки
сохранялся портрет Пушкина.
Швейцер был поражен. Он знал,
что, расставаясь с Сабанской, поэт подарил ей свой портрет, на котором был
изображен держащим лист с каким-то стихотворением, посвященным обворожительной
полячке. Пушкинист решил ехать в Киев.
В украинской столице ему удалось
отыскать дядюшку Татьяны Андреевны, но, увы, тот в один из кризисных моментов
сбыл портрет одесскому антиквару Зильберу. В Одессе Швейцер выяснил, что антиквар
подарил портрет племяннику, работавшему в ялтинском санатории для чахоточных
больных: портрет не имел художественной ценности.
Прежде чем покинуть Одессу,
Швейцер навестил Татьяну Андреевну. Она попросила взять его с собой в Ялту.
Там, в туберкулезном санатории, умирал двадцатидвухлетний испанец Рамон Перейро.
Он прибыл в Россию вместе с другими республиканцами, но не вынес климата и
тяжело заболел. Они подружились и часто виделись. Как-то на загородной прогулке
Рамон вдруг встал на колени перед ней и сказал, что любит ее. Ей это показалось
напыщенным и вообще неуместным (она была на десять лет старше него, и Маше
шел уже восьмой год), она рассмеялась, а он вдруг вскочил и убежал. Татьяна
Андреевна все время корила себя за этот смех, ведь для его соотечественников
театральность — вторая натура.
В санатории ей сказали, что
надежды нет, и позволили остаться. В палате она опустилась перед кроватью
на колени. Рамон узнал ее, и слезы скатились по его худому, почерневшему лицу.
Швейцер тем временем отыскал
в санатории портрет и вызвал Вермеля. Реставрировать можно было только на
месте. Приехал, однако, Пахомов, упросивший учителя послать именно его. Старику
было очевидно, что у его Миши на юге есть и особый, помимо профессионального,
интерес. Кое-что он заметил еще в Новгороде.
С помощью Пахомова удалось
прочитать стихи, что держал в руках Пушкин. Это была строфа стихотворения:
«Редеет облаков летучая гряда...» Сенсации эта находка не содержала, но для
Швейцера было важно прикоснуться к жизни поэта. Пахомов был рад вновь увидеться
с Татьяной Андреевной. Он ни разу не сказал ей о любви, и она тоже молчала,
но весной 1941 г. перебралась в Кронштадт — поближе к Новгороду и Ленинграду.
Война застала ее на острове
Эзель, в составе выездной бригады театра Балтфлота. С началом боев актриса
стала санитаркой и была эвакуирована перед самым падением героического острова.
Далее путь лежал на Тихвин. Но самолет вынужден был совершить посадку недалеко
от Михайловского, в расположении партизанского отряда.
Пока чинили перебитый бензопровод,
Татьяна Андреевна с провожатым отправилась в Михайловское. Она еще не знала,
что Швейцер остался здесь, чтобы охранять зарытые им музейные ценности и спрятанный
отдельно от них портрет Сабанской. Татьяна Андреевна нашла его случайно, не
совсем здоровым душевно. На рассвете самолет унес их на Большую землю.
В Ленинграде они отыскали
Вермеля и Машу: Николай Генрихович с началом войны ринулся в Новгород. Ему
удалось упаковать и переправить музейные ценности в Кострому, но самому пришлось
остаться с Машей и Варварой Гавриловной — матерью Татьяны Андреевны — в Новгороде.
Втроем они пешком попытались выйти из оккупированного города, но пожилая женщина
погибла.
От Пахомова не было вестей
с момента его ухода в армию. Он отправился на юг, работал во фронтовой газете,
был ранен во время отражения немецкого десанта. Все время тосковал по Татьяне
Андреевне. Госпиталь его постоянно переезжал — линия фронта катилась к Волге.
В Ленинграде становилось все
труднее. Татьяна Андреевна настояла, чтобы Вермель, Швейцер и Маша уехали
в Сибирь. Сама она должна была остаться в театре. Она оказалась совсем одна,
часто ночевала в костюмерной, где было теплее, чем дома, наедине с портретом
Сабанской, рождавшим мысли, что после смерти от нее самой не останется ни
глаз, ни бровей, ни улыбки. Как хорошо, что в старину писали портреты.
Но вот однажды, прижавшись
лбом к окну, она увидела на пустынной улице человека в шинели, с рукой на
перевязи. Это был Миша Пахомов. После прорыва блокады в Ленинград вернулись
и уехавшие в эвакуацию. Жизнь налаживалась. Вермель с Пахомовым рвались восстанавливать
разрушенные памятники Петергофа, Новгорода, Пушкина, Павловска, чтобы уже
через несколько лет людям и в голову не могло прийти, что по этой земле прошли
фашистские полчища.
И. Г. Животовский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |