Константин Георгиевич
Паустовский 1892 – 1968
Романтики — Роман (1916 – 1923)
Максимова со Сташевским, Алексеем
и Винклером в этот порт загнал жестокий осенний шторм. Молодые люди жили в
дрянной гостинице, набитой моряками и проститутками, проводили время в дешевых
тавернах. Сташевский громил русскую литературу, спорил с Алексеем о судьбах
России. Вспоминали недавно умершего Оскара. Старик преподавал им в гимназии
немецкий, но досуги посвящал музыке и часто говорил: «Скитайтесь, будьте бродягами,
пишите стихи, любите жен-шин...»
Однажды в греческой кофейне
Максимов, уже основательно отведав сантуринского и маслянистой «мастики»,
вдруг сказал светловолосой красавице за соседним столиком, что она прекрасна,
и поставил рядом свой стакан: «Давайте меняться!» «Вы не узнали меня?» — спросила
она. Это была Хатидже. Максимов познакомился с ней несколько лет назад на
каникулах. Она училась в шестом классе гимназии. Он врал ей о пароходах, моряках
и Александрии — обо всем, о чем пишет теперь. Хатидже родилась в Бахчисарае,
но была русской. Татарским именем звали ее в детстве окружающие. После гимназии
жила в Париже, училась в Сорбонне. Здесь она в гостях у родственников и надеется,
что теперь они будут часто видеться. После нескольких встреч Максимов и Хатидже
провели вечер в компании его друзей. Была музыка, стихи, «гимн четырех», «их»
гимн: «Нам жизнь от таверны до моря, От моря до новых портов»... Сташевский
сказал, что теперь это «гимн пяти». По пути домой девушка призналась, что
любит Максимова. С этого момента его не покидало ощущение силы. Любовь наполнила
смыслом все внутри и вокруг.
Совсем другие настроения владели
Винклером. Ничтожным вдруг показалось ему все, чем жили они, презирающие обыденность.
Он даже замазал черной краской свои ждавшие завершения картины.
Вернувшись домой, Максимов
написал Хатидже о своей ненасытной жажде жизни, о том, что находит теперь
во всем вкус и запах. Через неделю пришел ответ: «То же теперь и со мной».
Переписка продолжалась и когда
он уехал в Москву. Думал, что тоска по Хатидже станет острее и поможет писать:
он мало страдал, чтобы стать писателем. В Москве книга (он назвал ее «Жизнь»)
подвигалась к концу, он обживался уже в чужом для южанина городе. Газетный
театральный критик Семенов познакомил его с домашними, с сестрой Наташей —
молодой актрисой, которой безумно понравились рассказы Максимова о его скитаниях,
о южных городах, о море. Девушка была красива, неожиданна в поступках и своевольна.
Во время прогулки на пароходе по Москве-реке она попросила томик Уайльда,
что Максимов взял с собой, пролистнула и выбросила за борт. Через минуту попросила
прощения. Он ответил, что не стоит извинений, хотя в книге лежало не прочитанное
еще письмо Хатидже.
Вскоре они поехали вместе
в Архангельск. В письме к Хатидже он писал: «Я в холодном Архангельске с чудесной
девушкой... Я люблю вас и ее...»
В разгар лета Максимов собрался
в Севастополь, куда переехала, убегая от тоски, Хатидже. Прощаясь с Наташей,
он сказал, что есть она и есть Хатидже, без которой ему одиноко, а от Наташи
кружится голова, но жить вместе они не должны: она возьмет все его душевные
силы. Вместо ответа Наташа притянула его к себе.
В Симферополе Максимова встречал
Винклер. Он отвез его в Бахчисарай, где ждала Хатидже. Максимов рассказал
ей о Москве, о Наташе. Она пообещала не вспоминать обо всем, что узнала.
В Севастополе случилось страшное.
Покончил с собой Винклер. В последнее время он много пил, скандалил из-за
проститутки Насти, как две капли похожей на Хатидже. Московский знакомый,
Серединский, пригласил Максимова и Хатидже на дачу. Оттуда всей компанией
предполагалось двинуться на Четыр-Даг. Но пришла телеграмма: Наташа ждет в
Ялте. Максимов собрался встретить ее и пообещал через день присоединиться
уже на Четыр-Даге. Поздней ночью они с Наташей были на месте. Хатидже пожала
ей руку, а когда все улеглись на полу, укрыла ее своей шалью. Утром они долго
беседовали наедине. Максимов был в смятении: оставаться или уехать с Наташей.
Но она из тех, чью любовь убивает быт, размеренность. Все это неразрешимо.
Будь что будет. Помогла Хатидже: у тебя будет много падений и подъемов, но
я останусь с тобой, у нас одна цель — творчество.
Однако и жизнь, и любовь,
и творчество — все скомкала начавшаяся той же осенью первая мировая война.
Максимов оказался на фронте в санитарном отряде. Начались новые скитания.
Среди грязи, крови, нечистот и нарастающего ожесточения. Рождалось ощущение
гибели европейской культуры. Максимов писал Хатидже и Наташе, ждал от них
писем. Удалось встретиться с Алексеем. Тот сообщил, что Сташевский на фронте
и получил Георгия. От Семенова пришло известие, что Наташа уехала на фронт,
надеясь найти Максимова. Случай помог им свидеться. Она просила его сберечь
себя: писатель должен дать радость сотням людей.
Однако судьба вновь разметала
их. Снова вокруг только смерть, страдания, загаженные окопы и озлобление.
Рождались новые мысли о том, что нет ничего более высокого, чем любовь, сродство
людей.
Попав в лазарет по ранению,
Максимов пробовал писать, но бросил: кому это нужно? Что-то умерло в нем.
Пришла телеграмма от Семенова: Наташа скончалась — сыпной тиф. Едва оправившись,
Максимов поехал в Москву. Семенова дома не было, но на столе лежал конверт
на имя Максимова. Теперь уже мертвая, Наташа писала ему о своей любви.
Спустя неделю Хатидже приехала
под Тулу, в лазарет, где лежал Максимов. Но его уже там не было. Не долечившись,
он бросился под Минск, в местечко, где в грязном доме умерла Наташа. Оттуда
он собирался бежать на юг к Хатидже, чтобы она научила его ничего не помнить.
Она же в это время шла к московскому поезду и думала: «Максимов не умрет,
он не смеет умирать — жизнь только начинается».
И. Г. Животовский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |