Борис Леонидович Пастернак 1890-1960
Детство
Люверс — Повесть (1918, опубл. 1922)
Женя Люверс родилась и выросла
в Перми. Летом живали на берегу Камы на даче. Однажды, проснувшись среди ночи,
Женя испугалась огней и звуков на другом берегу реки и расплакалась. Отец,
войдя в детскую, пристыдил ее и коротко объяснил: это — Мотовилиха. Наутро
девочка узнала, что Мотовилиха — казенный завод и делают там чугун... Самые
существенные, беспокоящие ее вопросы она умышленно не задала. В это утро она
вышла из младенчества, в котором находилась еще ночью, в первый раз заподозрив
явление в чем-то таком, что явление оставляет про себя либо открывает только
взрослым.
Шли годы. Для Жени это были
годы одиночества. Отец постоянно был в отъездах, редко обедал и никогда не
ужинал. Когда же раздражался и утрачивал самообладание, то становился совершенно
чужим человеком. Мать, появляясь, осыпала детей ласками, проводила с ними
целые часы, когда им менее всего этого хотелось, но чаще они видели мать отчужденной,
без повода вспыльчивой.
В Екатеринбурге жизнь пошла
по-новому. Сережа и Женя поступили в гимназию. Появилась подруга — Лиза Дефендова,
дочка псаломщика. Сережа подружился с братьями Ахмедьяновыми.
Среди сослуживцев отца был
симпатичный бельгиец Негарат, вскоре вынужденный вернуться на родину. Перед
отъездом он сказал, что часть своих книг оставляет у Цветкова. При желании
Люверс могут ими пользоваться.
Как-то в августе Женя забралась
на поленницу и увидела чужой сад. Три незнакомки в саду разглядывали что-то.
Через некоторое время они проследовали в калитку, а невысокий хромой человек
нес за ними большой альбом или атлас. Хромающий молодой человек продолжал
занимать ее и в последующие дни. Она увидела его со своим репетитором Диких
выходящим из книжной лавки, куда через минуту они с Сережей зашли за Тургеневым.
Оказывается, хромой и был тем самым Цветковым, о котором говорил Негарат.
Однажды родители собрались
в театр, а Женя засела за взрослое издание «Сказок Кота Мурлыки». В двенадцатом
часу вдруг послышались голоса, топот и громкий, полосующий крик мамы. Детей
заперли в их комнатах, а наутро отправили Женю к Дефендовым, а Сережу к Ахмедьяновым.
Живя у чужих людей, Женя впервые
измерила глубину своей привязанности к маме. Она вдруг почувствовала, что
страшно похожа на нее. Это было ощущение женщины, ощущающей свою внешность
и прелесть. Из отведенной ей комнаты она вышла не своей, изменившейся, новой
походкой.
Ночью у Дефендовых она опять
увидела Цветкова, Хромой удалялся от окна с поднятой в руке лампой. За ним
двинулись, перекашиваясь, длинные тени, а за ними и сани, которые быстро вспыхнули
и: мотнулись во мрак.
По возвращении домой ей объяснили
причину маминой болезни, По окончании спектакля их жеребец в момент появления
родителей стал биться, вздыбился и насмерть задавил прохожего, а мама заболела
нервным расстройством. «Тогда и родился мертвый братец?» — спросила Женя,
слышавшая об этом у Дефендовых.
Вечером пришел удрученный
чем-то репетитор. Погиб его друг — Цветков. Женя вскрикнула и бросилась вон
из комнаты. «Чем объяснить этот всплеск чувствительности? — думал Диких. —
Очевидно, покойный произвел на эту маленькую женщину особо глубокое впечатление,
которому есть свое имя».
Тут он ошибся. Впечатление
действительно было жизненно важно и значительно, но смысл его был в том, что
в ее жизнь вошел другой человек, третье лицо, то, которое имеют в виду евангельские
заповеди, когда говорят о любви к ближнему.
В. С. Кулагина-Ярцева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |