Юрий Маркович Нагибин 1920 – 1994
Встань и иди — Повесть (1987)
Повесть «Встань и иди» — история взаимоотношений отца и сына, от имени которого
выступает рассказчик-автор. Разделенная на относительно короткие двадцать
две главы, она честно рассказывает о сыновних чувствах, искренних и спонтанных,
переходящих от обожания к жалости, от глубокой преданности к исполнению долга,
от искренней любви к снисходительности и даже злобе. Благополучно сложившаяся
судьба сына-писателя вступает в постоянное противоречие с судьбой отца-арестанта,
отца-ссыльного, не имеющего приличного и постоянного места жительства.
Первые впечатления сына об отце — красивые отслужившие денежные знаки, связанные
со словом «биржа», где работает отец, их дают играть детям. Потом у мальчика
появляется впечатление, что его отец самый сильный, самый быстрый и самый
находчивый. Это мнение поддерживается домашней легендой. В первую мировую
отец заслужил два Георгиевских креста, ходил в штыковую атаку, заменил в бою
убитого командира. Он был дерзок, его боялись поклонники матери. Он был победителем.
Известная в Москве красивая женщина-писательница написала целую книгу о том,
как она любила отца и как ревновала его к своей сестре, еще более известной
и красивой женщине. Но вот однажды отца арестовывают, осуждают на три года
«вольного» поселения в Сибири. Сын с матерью, оставшиеся почти без денег и
без поддержки, как подарок воспринимают летнюю поездку к отцу в Иркутск.
Следующее место ссылки отца — Саратов, где сын чувствует себя счастливым,
он начинает заниматься здесь коллекционированием бабочек и получает первый
урок от ссыльного биолога, погасившего его неистовство собирательства, ставшее
разрушительным началом его характера. Чуть повзрослев, он начинает коллекционировать
карты и атласы. Все стены его комнаты увешаны картами земного шара и пяти
материков, земной флоры и фауны. Вернувшийся наконец из ссылки отец рад встрече
с изменившимся домом и семьей, но вынужден уехать на жительство в поселок
Бакшеево, центр, обслуживающий Шатурскую электростанцию. Однако и здесь в
период майской предпраздничной чистки 1937 г. отца арестовывают, обвинив в
поджоге торфяных разработок. Не помогает и доказанный факт, что во время пожара
он находился в Москве.
В 40-м г. в исправительно-трудовом лагере происходит новая встрече
сына с отцом. Это один из самых счастливых дней, прожитых ими вместе. Во время
пирушки в холодном бараке сын чувствует себя добрым и героическим, с ним раскланиваются
начальники и заключенные, симпатичные люди и мерзавцы. Все смотрят на него
с восторгом и надеждой, как будто он наделен какой-то властью, и «власть эта
несомненно от литературы», от тиражированного печатного слова. «А ты выглядишь
настоящим мужчиной, — говорит отец. — Это самая прекрасная пора, молодость
куда лучше отрочества и юности». После войны отец живет в Рохме, в забытой
Богом глуши. Он худ, кожа да кости, обтянутые желтоватой кожей, лоб, скулы,
челюсти, нос и какие-то костяные бугры около ушей, которые бывают лишь у умерших
от голода. На нем ботинки, скроенные из автомобильных покрышек, штаны из мешковины
с двумя синими заплатами на коленях и застиранная рубаха. Расфранченный сын,
ставший богатым писателем, женатый на дочери советского вельможи, испытывает
к отцу чувство глубокой жалости, смешанное с гадливостью. «Я ощутил прикосновение,
вернее, тень прикосновения на своем колене. Опустил глаза и увидел что-то
желтое, пятнистое, медленно, с робкой лаской ползущее по моей ноге. Какие-то
косточки, стянутые темной, черно-желтой перепонкой, лягушачья лапка, и эта
лягушачья лапка была рукой отца!» Грустно и тяжко видеть сыну отца на предельной
стадии физиологической униженности. Но при всем этом отец, как человек, обладающий
гордостью, рассказывает сыну о прошедших годах горя и унижений очень скупо,
не жалуясь, не возмущаясь, возможно, потому, что хотел пощадить сына, который
молод и которому еще жить и жить.
В Рохме отец снова работает в плановом отделе с арифмометром в руках, но
уже без прежнего блеска, часто морща лоб, видимо забывая какую-то цифру. Он
по-прежнему добросовестен, но сотрудники не понимают его и часто унижают.
Сына угнетает бесперспективность судьбы отца. Но вот наконец отец получает
возможность приехать в Москву, войти в старую знакомую квартиру, принять ванну,
сесть вместе с родными за стол. Близкие прячут отца от друзей и знакомых,
для чего часто просят его выйти в коридор, оставаться в темной комнате или
в уборной.
Возвращение в Москву было не таким, каким оно виделось отцу. Его поколение
сильно поредело, кто пропал в ссылке, кто погиб на войне. Уцелевшие могикане
— люди старомодно-порядочные, отец встречается с ними, но с первых же попыток
отказывается от возобновления былых связей. Безнадежно постаревшие, ни в чем
не преуспевшие, задавленные страхом люди ему неинтересны.
Незадолго до смерти помолодевший, как будто обретший свою прежнюю уверенность,
отец приезжает в Москву и как бы заново с ней знакомится: столько изменилось
вокруг. Но, уехав в Рохму, он заболевает и уже больше не встает. Сыну так
и не удалось вернуть его в лоно семьи.
О. В. Тимашева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |