Владимир Владимирович
Маяковский 1893 – 1930
Баня — Драма в 6 действиях с цирком и фейерверком
(1930)
Действие пьесы происходит
в СССР в 1930 г. Изобретатель Чудаков собирается включить сконструированную
им машину времени. Он объясняет своему приятелю Велосипедкину всю важность
этого изобретения: можно остановить секунду счастья и наслаждаться месяц,
можно «взвихрить растянутые тягучие годы горя». Велосипедкин предлагает с
помощью машины времени сокращать скучные доклады и выращивать кур в инкубаторах.
Чудаков обижен практицизмом Велосипедкина. Появляется англичанин Понт Кич,
интересующийся изобретением Чудакова, в сопровождении переводчицы Мезальянсовой.
Чудаков простодушно объясняет ему устройство машины, Понт Кич записывает что-то
в блокнот, затем предлагает изобретателю деньги. Велосипедкин заявляет, что
деньги есть, выпроваживает гостя, незаметно вытаскивая у него из кармана блокнот,
а недоумевающему Чудакову объясняет, что денег нет, но он их раздобудет во
что бы то ни стало. Чудаков включает машину, раздается взрыв. Чудаков выхватывает
письмо, написанное «пятьдесят лет тому вперед». В письме сообщается, что завтра
к ним прибудет посланец из будущего.
Чудаков и Велосипедкин добиваются
приема у Победоносикова — главного начальника по управлению согласованием
(главначпупса), стремясь получить деньги на продолжение опыта. Однако секретарь
Победоносикова Оптимистенко не пускает их к начальству, предъявляя им готовую
резолюцию — отказать. Сам же Победоносиков в это время диктует машинистке
речь по случаю открытия новой трамвайной линии; прерванный телефонным звонком,
продолжает диктовать фрагмент о «медведице пера» Льве Толстом, прерванный
вторично, диктует фразу об «Александре Семеныче Пушкине, непревзойденном авторе
как оперы Евгений Онегин, так и пьесы того же названия». К Победоносикову
приходит художник Бельведонский, которому он поручил подобрать мебель. Бельведонский,
объяснив Победоносикову, что «стили бывают разных Луев», предлагает ему выбрать
из трех «Луев». Победоносиков выбирает мебель в стиле Луи XIV,
однако советует Бельведонскому «выпрямить ножки, убрать золото и разбросать
там и сям советский герб». Затем Бельведонский пишет портрет Победоносикова
верхом на лошади.
Победоносиков собирается на
отдых, под видом стенографистки прихватив с собой Мезальянсову. Его жена Поля,
которую он считает гораздо ниже себя, поднявшегося по «умственной, социальной
и квартирной лестнице», хочет ехать с ним, но он ей отказывает.
На площадку перед квартирой
Победоносикова Велосипедкин с Чудаковым приносят машину, которая взрывается
огнем фейерверка. На ее месте возникает Фосфорическая женщина — делегатка
из 2030 г. Она прислана Институтом истории рождения коммунизма, с тем чтобы
отобрать лучших представителей этого времени для переброски в коммунистический
век. Фосфорическая женщина восхищена увиденным ею при кратком облете страны;
она предлагает всем готовиться к переброске в будущее, объясняя, что будущее
примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая его с коллективом
коммуны, — радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода
отдавать, гордость человечностью. Летящее время сметет и срежет «балласт,
отягченный хламом, балласт опустошенных неверием».
Поля рассказывает Фосфорической
женщине, что ее муж предпочитает ей других — более образованных и умных. Победоносиков
обеспокоен тем, чтобы Поля «не вынесла сор из избы». Фосфорическая женщина
разговаривает с машинисткой Ундертон, уволенной Победоносиковым за то, что
она красила губы («Кому?» — удивляется Фосфорическая женщина. — «Да себе же!»
— отвечает Ундертон. «Если б приходящим за справками красили, тогда б могли
сказать — посетители обижаются», — недоумевает гостья из будущего). Победоносиков
заявляет Фосфорической женщине, что он собирается отправиться в будущее исключительно
по просьбе коллектива, и предлагает ей предоставить ему в будущем должность,
соответствующую его теперешнему положению. Тут же он замечает, что прочие
— гораздо менее достойные люди: Велосипедкин курит, Чудаков пьет, Поля — мещанка.
«Зато работают», — возражает Фосфорическая женщина.
Идут последние приготовления
к отправке в будущее. Фосфорическая женщина отдает распоряжения. Чудаков и
Велосипедкин с помощниками их выполняют. Звучит Марш времени с рефреном «Вперед,
время! / Время, вперед!»; под его звуки на сцену выходят пассажиры. Победоносиков
требует себе нижнее место в купе. Фосфорическая женщина объясняет, что всем
придется стоять: машина времени еще не вполне оборудована. Победоносиков возмущен.
Появляется рабочий, толкающий вагонетку с вещами Победоносикова и Мезальянсовой.
Победоносиков объясняет, что в багаже — циркуляры, литеры, копии, тезисы,
выписки и прочие документы, которые ему необходимы в будущем.
Победоносиков начинает торжественную
речь, посвященную «изобретению в его аппарате аппарата времени», но Чудаков
подкручивает его, и Победоносиков, продолжая жестикулировать, становится неслышным.
То же происходит и с Оптимистенко. Наконец Фосфорическая женщина командует:
«Раз, два, три!» — раздается бенгальский взрыв, затем — темнота. На сцене
— Победоносиков, Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова, Понт Кич, «скинутые
и раскиданные чертовым колесом времени».
Н. В. Соболева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |