Владимир Владимирович
Маяковский 1893 – 1930
Про это — Поэма (1922 – 1923)
Тема, о которой хочет говорить
поэт, перепета много раз. Он и сам кружил в ней поэтической белкой и хочет
кружиться опять. Эта тема может даже калеку подтолкнуть к бумаге, и песня
его будет строчками рябить в солнце. В этой теме скрыта истина и красота.
Эта тема готовится к прыжку в тайниках инстинктов. Заявившись к поэту, эта
тема грозой раскидывает людей и дела. Ножом к горлу подступает эта тема, имя
которой — любовь! Поэт рассказывает о себе и любимой в балладе, и лад баллад
молодеет, потому что слова поэта болят. «Она» живет в своем доме в Водопьянном
переулке, «он» сидит в своем доме у телефона. Невозможность встретиться становится
для него тюрьмой. Он звонит любимой, и его звонок пулей летит по проводам,
вызывая землетрясение на Мясницкой, у почтамта. Спокойная секундантша-кухарка
поднимает трубку и не торопясь идет звать любимую поэта. Весь мир куда-то
отодвинут, лишь трубкой целит в него неизвестное. Между ним и любимой, разделенными
Мясницкой, лежит вселенная, через которую тонюсенькой ниточкой тянется кабель.
Поэт чувствует себя не почтенным сотрудником «Известий», которому летом предстоит
ехать в Париж, а медведем на своей подушке-льдине. И если медведи плачут,
то именно так, как он.
Поэт вспоминает себя — такого,
каким он был семь лет назад, когда была написана поэма «Человек». С тех пор
ему не суждено петушком пролезть в быт, в семейное счастье: канатами собственных
строк он привязан к мосту над рекой и ждет помощи. Он бежит по ночной Москве
— по Петровскому парку, Ходынке, Тверской, Садовой, Пресне. На Пресне, в семейной
норке, его ждут родные. Они рады его появлению на Рождество, но удивляются,
когда поэт зовет их куда-то за 600 верст, где они должны спасать кого-то,
стоящего над рекой на мосту. Они никого не хотят спасать, и поэт понимает,
что родные заменяют любовь чаем и штопкой носков. Ему не нужна их цыплячья
любовь.
Сквозь пресненские миражи
поэт идет с подарками под мышками. Он оказывается в мещанском доме Феклы Давидовны.
Здесь ангелочки розовеют от иконного глянца, Иисус любезно кланяется, приподняв
тернистый венок, и даже Маркс, впряженный в алую рамку, тащит обывательства
лямку. Поэт пытается объяснить обывателям, что пишет для них, а не из-за личной
блажи. Они, улыбаясь, слушают именитого скомороха и едят, гремя челюстью о
челюсть. Им тоже безразличен какой-то человек, привязанный к мосту над рекой
и ожидающий помощи. Слова поэта проходят сквозь обывателей.
Москва напоминает картину
Беклина «Остров мертвых». Оказавшись в квартире друзей, поэт слушает, как
они со смехом болтают о нем, не переставая танцевать тустеп. Стоя у стенки,
он думает об одном: только бы не услышать здесь голос любимой. Ей он не изменил
ни в одном своем стихотворении, ее он обходит в проклятиях, которыми громит
обыденщины жуть. Ему кажется, что только любимая может спасти его — человека,
стоящего на мосту. Но потом поэт понимает: семь лет он стоит на мосту искупителем
земной любви, чтобы за всех расплатиться и за всех расплакаться, и если надо,
должен стоять и двести лет, не ожидая спасения. Он видит себя, стоящего над
горой Машук. Внизу — толпа обывателей, для которых поэт — не стих и душа,
а столетний враг. В него стреляют со всех винтовок, со всех батарей, с каждого
маузера и браунинга. На Кремле красным флажком сияют поэтовы клочья.
Он ненавидит все, что вбито
в людей ушедшим рабьим, что оседало и осело бытом даже в краснофлагом строе.
Но он всей сердечной верою верует в жизнь, в сей мир. Он видит будущую мастерскую
человечьих воскрешений и верит, что именно его, не дожившего и не долюбившего
свое, захотят воскресить люди будущего. Может быть, его любимая тоже будет
воскрешена, и они наверстают недолюбленное звездностью бесчисленных ночей.
Он просит о воскрешении хотя бы за то, что был поэтом и ждал любимую, откинув
будничную чушь. Он хочет дожить свое в той жизни, где любовь — не служанка
замужеств, похоти и хлебов, где любовь идет всей вселенной. Он хочет жить
в той жизни, где отцом его будет по крайней мере мир, а матерью — по крайней
мере земля.
Т. А. Сотникова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |