Владимир Владимирович
Маяковский 1893 – 1930
Владимир Маяковский — Трагедия (1913)
Обращаясь к толпе, В. Маяковский
пытается объяснить, почему он несет свою душу на блюде к обеду идущих лет.
Стекая ненужной слезою с небритой щеки площадей, он чувствует себя последним
поэтом. Он готов открыть людям их новые души — словами простыми, как мычание.
В. Маяковский участвует в
уличном празднике нищих. Ему приносят еду: железного сельдя с вывески, золотой
огромный калач, складки желтого бархата. Поэт просит заштопать ему душу и
собирается танцевать перед собравшимися. На него смотрят Человек без уха,
Человек без головы и другие. Тысячелетний старик с кошками призывает собравшихся
гладить сухих и черных кошек, чтобы влить электрические вспышки в провода
и расшевелить мир. Старик считает вещи врагами людей и спорит с человеком
с растянутым липом, который считает, что у вещей другая душа и их надо любить.
Включившийся в разговор В. Маяковский говорит, что все люди — лишь бубенцы
на колпаке у Бога.
Обыкновенный молодой человек
пытается предостеречь собравшихся от необдуманных действий. Он рассказывает
о множестве полезных занятий: сам он придумал машинку для рубки котлет, а
его знакомый двадцать пять лет работает над капканом для ловли блох. Чувствуя
нарастающую тревогу, обыкновенный молодой человек умоляет людей не лить кровь.
Но тысячи ног ударяют в натянутое
брюхо площади. Собравшиеся хотят установить памятник красному мясу на черном
граните греха и порока, но вскоре забывают о своем намерении. Человек без
глаза и ноги кричит о том, что старуха-время родила огромный криворотый мятеж
и все вещи кинулись скидывать лохмотья изношенных имен.
Толпа объявляет В. Маяковского
своим князем. Женщины с узлами кланяются ему. Они приносят поэту свои слезки,
слезы и слезищи, предлагая использовать их как красивые пряжки для туфель.
Большому и грязному человеку
подарили два поцелуя. Он не знал, что с ними делать, — их нельзя было использовать
вместо калош, и человек бросил ненужные поцелуи. И вдруг они ожили, стали
расти, беситься. Человек повесился. И пока он висел, фабрики мясистыми рычагами
шлепающих губ стали миллионами выделывать поцелуи. Поцелуи бегут к поэту,
каждый из них приносит по слезе.
В. Маяковский пытается объяснить
толпе, как тяжело ему жить с болью. Но толпа требует, чтобы он отнес гору
собранных слез своему Богу. Наконец поэт обещает бросить эти слезы темному
Богу гроз у истока звериных вер. Он чувствует себя блаженненьким, который
дал мыслям нечеловеческий простор. Иногда ему кажется, что он петух голландский
или король псковский. А иногда ему больше всего нравится собственная фамилия
— Владимир Маяковский.
Т. А. Сотникова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |