Юрий Витальевич Мамлеев р. 1931
Шатуны — Роман (1988)
Шестидесятые годы. Один из главных героев — Федор Соннов, доехав на электричке
до какой-то подмосковной станции, шатается по улицам городка. Встретив незнакомого
молодого человека, Федор ножом убивает его. После преступления — абсолютно
бессмысленного — убийца «беседует» со своей жертвой, рассказывает о своих
«радетелях», о своем детстве, других убийствах. Переночевав в лесу, Федор
уезжает «в гнездо», подмосковное местечко Лебединое. Там живет его сестра
Клавуша Соннова, сладострастница, возбуждающая себя с помощью запихивания
в матку головы живого гуся; в этом же доме живет и семья Фомичевых — дед Коля,
его дочь Лидочка, ее муж Паша Красноруков (оба — чрезвычайно похотливые существа,
все время совокупляющиеся; в случаях беременности Паша убивает плод толчками
члена), младшая сестра четырнадцатилетняя Мила и семнадцатилетний брат Петя,
питающийся собственными струпьями. Однажды Федор, и так уже надоевший обитателям
дома своим присутствием, съедает Петенькин суп, сваренный из прыщей. Чтобы
уберечь брата от мести Фомичевых-Красноруковых, Клавуша прячет его в подпол.
Здесь Федор, уставший от безделья, от невозможности убивать, рубит табуретки,
представляя, что это фигуры людей. В голове его только одна идея — смерть.
Наверху тем временем Лидинька, вновь забеременевшая, отказывается совокупляться
с мужем, желая сохранить ребенка. Тот насилует ее, плод выходит, но Лида заявляет
Паше, что ребенок жив. Красноруков зверски избивает жену. Она, больная, лежит
у себя в комнате.
Федор тем временем делает подкоп на фомичевскую сторону, выходит наверх,
чтобы осуществить странную идею: «овладеть женщиной в момент ее гибели». Лидинька
отдается ему и в момент оргазма умирает. Федор, довольный своим опытом, сообщает
обо всем сестре; из заточения он выходит.
Павла сажают в тюрьму — за убийство жены.
К Клавуше приезжает «жиличка» — Анна Барская. Женщина совсем другого круга,
московская интеллектуалка, она с интересом разглядывает Федора; они беседуют
о смерти и потустороннем. «Дикий» Федор очень занимает Анну; она решает познакомить
его с «великими людьми» — для этого они едут куда-то в лес, где происходит
сборище людей, одержимых смертью, — «метафизических», как их называет Федор.
Среди присутствующих — трое «шутов», изуверы-садисты Пырь, Иоганн и Игорек,
и серьезный молодой человек Анатолий Падов.
«Шуты» вместе с Федором и Анной приезжают в Лебединое. Здесь они бурно проводят
время: убивают животных, Пырь пытается задушить Клавушу, но все заканчивается
мирно — та даже обещает переспать с ним.
До Клавы доходят слухи, что Федору грозит какая-то опасность. Тот уезжает
— «побродить по Расеи».
У Клавы появляется еще один жилец — старик Андрей Никитич Христофоров, истый
христианин, со своим сыном Алексеем. Старик чувствует скорую смерть, закатывает
истерики, перемежающиеся моментами христианского умиления; размышляет о загробном
мире. Через какое-то время он сходит с ума: «соскочив с постели в одном нижнем
белье, Андрей Никитич заявил/что он умер и превратился в курицу».
Алексей, подавленный безумием отца, пытается утешить себя разговорами с Анной,
в которую влюблен. Та издевается над его религиозностью, проповедует философию
зла, «великого падения», метафизическую свободу. Раздосадованный, Алексей
уезжает.
По просьбе Анны в Лебединое, к «русскому, кондовому, народно-дремучему мракобесию»,
приезжает Анатолий Падов, постоянно мучимый вопросом о смерти и Абсолюте.
Очень тепло встреченный Анной (она его любовница), Падов наблюдает за происходящим
в Лебедином. Молодые люди проводят время в беседах с наглой сладострастницей
Клавушей, с «куротрупом» Андреем Никитичем, друг с другом. Однажды Клавуша
выкапывает три ямки в человеческий рост; любимым занятием обитателей дома
становится лежание в этих «травяных могилках». В Лебединое возвращается Алеша
— навестить отца. Падов дразнит Алексея, глумится над его христианскими идеями.
Тот уезжает.
Сам Анатолий, впрочем, тоже не может долго сидеть на одном месте: он тоже
уезжает.
Анна, измученная общением с Падовым, в кошмарном сне видит еще одного своего
«метафизического» приятеля — Извицкого. Она перестает ощущать самое себя,
ей кажется, что она превратилась в извивающуюся пустоту.
Федор тем временем едет в глубь России, к Архангельску. Соннов наблюдает
за происходящим вокруг него; мир раздражает его своей загадочностью и иллюзорностью.
Инстинкт тянет его убивать. Федор приезжает в «малое гнездо» — местечко Фырино,
к родственнице старушке Ипатьевне, питающейся кровью живых кошек. Она благословляет
Федора на убийства — «радость великую ты несешь людям, Федя!». Федор, бродя
в поисках новой жертвы, сталкивается с кастрировавшим себя Михеем. Пораженный
его «пустым местом», Федор отказывается от убийства; они становятся приятелями.
Михей ведет Федора к скопцам, на радения. Друзья наблюдают за странными обрядами;
Федор, удивленный, остается, впрочем, недоволен увиденным, его не устраивает
идея нового Христа Кондратия Селиванова — «свое, свое надо иметь».
В Фырино приезжает полубезумный Падов — познакомиться с Федором. Тот интересует
Анатолия своим народным, неосознанным восприятием неправильности мира. В разговоре
Падов пытается выяснить, убивает ли Соннов людей «метафизически» или на самом
деле, в реальности.
От Федора Анатолий возвращается в Москву, где встречается со своим другом
Геннадием Реминым, подпольным поэтом, автором «трупной лирики», приверженцем
идей некоего Глубева, провозгласившего религию «высшего Я». Встреча приятелей
происходит в грязной пивнушке. Ремин проводит здесь время вместе с четырьмя
бродячими философами; за водкой они разговаривают об Абсолюте. Увлеченный
рассказами Анатолия о компании, поселившейся в Лебедином, Геннадий с другом
едет туда.
В Лебедином «творилось черт знает что» — здесь сходятся все: шуты-садисты,
Анна, Падов, Ремин, Клава, остатки семьи Фомичевых. Анна спит с Падовым; ему
кажется, что он совокупляется «с Высшими Иерархиями», ей — что она уже умерла.
Падова начинают преследовать видения, он пытается убежать от них.
В Лебединое является Извицкий — человек, про которого ходят слухи, что он
идет к Богу путем дьявола. Он — большой друг Падова и Ремина. Выпивая, товарищи
ведут философский разговор о Боге, Абсолюте и Высших Иерархиях — «русский
эзотеризм за водочкой» как шутит кто-то из них.
В дом приезжают и Федор с Михеем. Алеша Христофоров, навещающий отца, с ужасом
наблюдает за собравшимися здесь «нечеловеками».
Мальчик Петя, питающийся собственной кожей, доводит себя до полного изнеможения
и умирает. На похоронах выясняется, что гроб — пустой. Оказывается, Клавуша
вынула труп и ночью, усевшись поперек него, пожирала шоколадный торт. Кудахчущий
куро-труп Андрей Никитич мечется по двору; дед Коля собирается уехать. Девочка
Мила влюбляется в Михея — она вылизывает его «пустое место». Все трое уходят
из дома.
Оставшиеся проводят время в нелепо-безумных разговорах, диких плясках, надрывном
хохоте. Падова очень привлекает Клавуша. Напряжение нарастает, в Клавуше что-то
происходит — «точно взбесились, встали на дыбы и со страшной силой завертелись
ее клавенько-сонновские силы». Она выгоняет всю компанию из дома, запирает
его и уезжает. В доме остается только куротруп, становящийся похожим на куб.
«Метафизические» возвращаются в Москву, проводят время в грязных пивнушках
за разговорами. Анна спит с Извицким, но, наблюдая за ним, чувствует что-то
неладное. Она догадывается, что тот ревнует себя к ней. Извицкий сладострастно
обожает собственное тело, ощущает себя, свое отражение в зеркале как источник
полового удовлетворения. Анна обсуждает с Извицким «эго-секс». Расставшись
со своей любовницей, Извицкий бьется в экстазе любви к себе, испытывая оргазм
от чувства единения с «родным «я».
В это время к Москве приближается Федор; его идея — убить «метафизических»,
чтобы таким образом прорваться в потустороннее. Соннов идет к Извицкому, там
наблюдает за его «бредом самовосторга». Пораженный увиденным, Федор оказывается
не в состоянии прервать «этот чудовищный акт»; он в бешенстве от того, что
столкнулся с иной, не уступающей его собственной, «потусторонностью», идет
к Падову.
Алеша Христофоров тем временем, убежденный в безумии отца, тоже едет к Падову,
где обвиняет его и его друзей в том, что они довели Андрея Никитича до сумасшествия.
«Метафизические» упрекают его в излишнем рационализме; сами они единодушно
пришли к религии «высшего Я». Это — тема их надрывных, истерических разговоров.
Федор с топором в руке подслушивает разговоры Падова и его приятелей, ожидая
удобного момента для убийства. В это время Федора арестовывают.
В эпилоге двое молодых поклонников Падова и его идеи, Сашенька и Вадимушка,
обсуждая бесконечные метафизические проблемы, вспоминают о самом Падове, говорят
о его состоянии, близком к безумию, о его «путешествиях в запредельности».
Выясняется, что Федор приговорен к расстрелу.
Друзья едут навестить Извицкого, но, испуганные его выражением лица, убегают.
Анатолий Падов валяется в канаве, истерически крича в пустоту от неразрешимости
«главных вопросов». Вдруг почувствовав, что «все скоро рухнет», он подымается
и идет — «навстречу скрытому миру, о котором нельзя даже задавать вопросов...».
Л. А. Данилкин
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |