Владимир Семенович Маканин р. 1937
Где
сходилось небо с холмами — Повесть (1984)
Композитор Георгий Башилов,
слушая в гостях обычную, примитивно-грубую застольную песню, морщится. Жена
композитора объясняет окружающим, что он не оскорбляется пением, а, напротив,
чувствует себя виноватым за то, что в поселке, откуда он родом, его земляки
совсем не поют. Башилову кажется, что вина его огромна. Обхватывая руками
седую голову (ему сильно за пятьдесят), он ждет некой кары, может быть, с
неба. И загадывает себе, что ночью услышит в тишине и темноте высокий, чистый
голос ребенка.
Аварийный поселок невелик,
всего три дома, расположенных буквой «П», открытой частью, как чутким ухом,
обращенной к старому заводу, на котором часто случались пожары. В одном из
таких пожаров у восьмилетнего Башилова сгорели отец с матерью. Он жил у дядьки,
где кормили и одевали, платили за него в музыкальную школу в городишке, куда
возили за тридцать километров. В поселке пели на поминках, на праздниках и
пели просто так, от скуки, долгими вечерами. И маленький Башилов пел, набирая
голосом силу, и голос мальчика звучал чисто, как будто он просто дышал. Потом
он стал играть на гармонике, и люди объясняли ему, что никто и никогда так
не играл. Голоса в поселке были замечательные. Единственный, кого Бог заметно
обошел, был дурачок Васик — антипод маленького Георгия. Когда Васик пытался
мычать, подпевать, его отгоняли от стола — петь безголосому было нельзя. Когда
пришло время продолжать учебу, поселковские собрали деньги и отправили Башилова
в Москву, в музыкальное училище. Дядька к тому времени тоже сгорел. Повез
мальчика в столицу Ахтынский, первый поселковый силач с прекрасным низким
голосом. В Москве Ахтынского потрясло пиво. Пока Георгий сдавал экзамены,
сопровождающий восхищался его баллами и мягким пивным хмелем. Узнав, что Георгий
поступил и будет жить в общежитии, Ахтынский на остатки денег загулял и потерял
голос — как оказалось, навсегда. Старенький преподаватель сольфеджио объяснил
Георгию, что весь поселок заплатил замечательным голосом Ахтынского за образование
Башилова.
В первый раз Башилов поехал
в поселок, когда ему исполнилось двадцать два года. В междомье, за столами,
старухи пили чай. Георгия узнали, с радостными возгласами останавливались
возле него люди. Но бабка Василиса, проходя мимо, медленно и раздельно проговорила:
«У, пьявка... высосал из нас соки! Души наши высосал!» После шумного застолья
Башилову постелили у Чукреевых, в спальне его детства. Башилов, засыпая, ответил
кому-то: «Не вытягивал я соки...» Но мысль о вине уже поселилась в его душе.
Песенный запас поселка казался
велик, но только двое стали музыкантами — Башилов и его ровесник Генка Кошелев.
Генка был певец слабый, он-то и сосал из поселка соки в том смысле, что тянул
со своих родителей деньги, даже после окончания учебы. Он пил, пел по ресторанам.
Вспомнив о Генке, Георгий решил, что старая Василиса просто спутала их. Вечером
аварийщики пели. Когда Башилов стал играть на гармонике, две женщины беззвучно
плакали.
Шло постепенное признание
Башилова-композитора, отчасти ради этого признания Башилов-пианист много концертировал.
Когда ему было лет тридцать пять, в Пскове, в перерыве после первого отделения,
к нему пришел Генка Кошелев. Он просил земляка, известного композитора, помочь
ему перебраться в Подмосковье. Башилов помог. Через год Генка в знак благодарности
пригласил Башилова в загородный ресторан, где он пел для гостя. К тому времени
Башилов написал несколько удачных эстрадных песен, две из них он подарил Геннадию
для первого исполнения, чем Кошелев был потрясен. Башилов видел, как люди
в ресторане пытались подпевать оркестру, мычали, чем остро напомнили безголосого
дурачка Васика. Генкины приглашения стали Башилову в тягость, он и слышать
больше не хотел про ресторан «Петушок».
Несколько лет спустя Башилов
поехал в поселок с женой. В междомье стояли трухлявые столы, за которыми пили
чай две старухи. Все рассказывали: так же вдвоем и песню иногда запоют, молодые
слушают, но никто уже не подтягивает. Башилов смотрел туда, где сходилось
небо с холмами. Эта волнистая линия рождала мелодию только в воспоминаниях.
Здесь, наяву, эта местность была выпита, как вода. Вечером они с женой наблюдали
пожар, остро напомнивший Башилову детство, и ранним утром уехали.
После своего авторского концерта
в Вене Башилов в доме у своего австрийского коллеги «обкатал» свой новый квартет.
Чужеземцам особенно понравилась третья часть, включающая старинные, перекликающиеся
темы Аварийного поселка. Башилов не удержался и объяснил, что с поселком существует
трагическая связь: там этой замечательной темы, увы, больше нет, так как она
есть в его музыке. Он как бы признался. Он — куст, который вольно или невольно
иссушает скудеющую почву. «Какая поэтическая легенда!» — воскликнули венцы.
Кто-то из них тихо произнес: «Метафизика...»
Все чаще мерещился стареющему
Башилову удар сверху, как расплата, в виде падающей доски из далекого детского
пожара, все чаще донимало чувство вины.
Башилов решает ехать в поселок,
чтобы учить там детей музыке. Столов уже нет, на их месте торчат остатки столбиков.
Старухи, помнившие его, уже умерли, Башилов долго объясняет незнакомым женщинам,
что он здесь вырос. Вместе с вахтой приходит старик Чукреев, он узнает Георгия,
но предлагает постой — полтинник за ночь. Башилов идет к племяннику Чукреева
и долго объясняет, что хочет учить поселковских детей музыке. «Детей?.. В
хор?» — восклицает мужик и смеется. И уверенной рукой включает транзистор
— а вот, мол, тебе и музыка. Потом, подойдя вплотную к композитору, говорит
грубо: «Чего тебе надо? Вали отсюда!»
И Башилов уезжает. Но разворачивает
машину — проститься с родными местами. Башилов сидит на полуупавшей скамье,
ощущая мягкий душевный покой, — это прощание и прощение. Он негромко напевает
песню — одну из запомнившихся в детстве. И слышит, как ему подпевают. Это
слабоумный Васик, совсем уже старичок. Васик жалуется, что его бьют и песен
не поют. Они негромко поют — тихо-тихо мычит Васик, стараясь не сфальшивить.
«Минута, когда прозвучал высокий чистый голос ребенка, приближалась в тишине
и темноте неслышно, сама собой».
В. М. Сотников
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |