Эдуард Вениаминович Лимонов р. 1943
Это
я, Эдичка — Роман (1976)
Молодой русский поэт Эдуард
Лимонов эмигрирует со своей женой Еленой в Америку. Елена — красавица и романтическая
натура, полюбила Эдичку за его, как ему кажется, бессмертную душу и за его
сексуальные способности. Эдичке и Елене безумно нравится заниматься сексом,
они делают это в любых обстоятельствах, допустим, во время телевизионного
выступления Солженицына.
Однако очень быстро Елене
надоедает нищая эмигрантская жизнь, она начинает заводить себе богатых любовников
разных полов и не берет на свои развлечения бедного Эдичку. Эдичка продолжает
любить Елену, он даже не против ее любовников, лишь бы она продолжала спать
с ним. Елена делает это все реже и реже, и Эдичка в полной безысходности пытается
резать себе вены, пытается задушить Елену, и скоро супруги начинают жить раздельно.
Эдичка получает «вэлфер» —
пособие в сумме двести семьдесят восемь долларов, живет в крошечной комнате
в грязном отеле, который, правда, находится на одной из центральных улиц.
Круг его вынужденного общения состоит из эмигрантов — слабых, потерянных,
раздавленных жизнью людей, поверивших американской пропаганде и оказавшихся
в Америке в униженном положении. Эдичка выделяется из этих людей своей любовью
к дорогой и вычурной одежде (туфли на высоком каблуке, кружевные рубахи, белые
жилеты), на которую он и тратит почти все свои деньги.
Он пробует работать в ресторане
басбоем, помощником официанта, — среди людей этой профессии принято допивать
после клиентов из рюмок и доедать с тарелок мясные объедки. Эдичка тоже делает
это, но скоро оставляет недостойную русскою поэта работу. В дальнейшем он
иногда подрабатывает грузчиком.
Все его мысли продолжает занимать
Елена. «Хоть суками, хоть авантюристами, хоть бандитами, но всю жизнь вместе.
Почему же она меня бросила?» Тут и там он встречает в огромном Нью-Йорке следы
своей любви: например, буквы «Е» и «Э», выцарапанные ключом на дверце лифта
в каком-то отеле.
Эдичка предпринимает несколько
попыток изменить свою жизнь, и вполне традиционные для русского писателя:
устроиться преподавать в какое-нибудь из бесчисленных учебных заведений Америки
(и даже получает приглашение на работу в местечко Беннингтон, но понимает,
насколько это скучно, и не едет), и попытки скорее фантастические: предлагает
себя в спутники богатой даме, опубликовавшей в газете объявление о поисках
партнера для путешествия.
Эдичка — левак, сочувствует
всем анархическим, коммунистическим и террористическим движениям, считает,
что мир устроен несправедливо, что это ненормально, когда одни люди рождаются
бедными, а другие богатыми, и надеется со временем вступить в одну из боевых
организаций и принять участие в какой-нибудь революции. На стене его комнаты
висит портрет Мао. Пока же он ходит на заседания скромной Рабочей партии,
но они представляются ему слишком скучными.
В поисках новых сексуальных
партнеров Эдичка понимает, что, поскольку «бабы вызывают отвращение», пора
осваивать мужскую любовь. Он знакомится с богатым пожилым гомосексуалистом
Рай-моном, они испытывают взаимное влечение, но и у Раймона недавно появился
новый любовник, и Эдичка не уверен, что сможет дать Раймону то, что тот хочет,
нежное большое чувство. Однако желание Эдички потерять этого рода невинность
сбывается достаточно скоро. Шатаясь ночью в каких-то подозрительных районах,
он встречает ночующего в развалинах черного парня, почти наверняка преступника,
бросается в его объятия. И на следующее утро, лежа в своей гостинице, Эдичка
думает о том, что он «единственный русский поэт, умудрившийся по...ться с
черным парнем на нью-йоркском пустыре».
У Эдички появляются и другие
любовники: еще один черный Джонни, еврейка Соня и американка Розанна (связь
с которой случилась 4 июля 1976 г., в День независимости), но он по-прежнему
не может забыть Елену. Он иногда встречается с ней (однажды, например, она
зовет его на показ мод, где выступает манекенщицей, — Елена безо всякого успеха
пытается освоить подиум), и каждая встреча отзывается в его душе адской болью.
В день пятилетия знакомства с Еленой он оказывается в доме, где она ему изменяла,
и это горькое совпадение заставляет его до беспамятства глушить себя пивом
и марихуаной.
Лучший друг Эдички — Нью-Йорк.
На своих высоких каблуках он может обойти за день триста нью-йоркских улиц.
Он купается в фонтанах, лежит на скамейках, ходит в жару по солнечной стороне,
болтает с нищими и уличными музыкантами, наблюдает за детьми, посещает галереи:
он наслаждается ритмом великого города. Но ни на секунду Эдичка не забывает,
что где-то в этом городе живет его Елена.
В нем периодически вспыхивают
агрессивные желания: выкрасть Елену, попросить друга-медика извлечь из ее
чрева предохраняющую от беременности спираль, изнасиловать ее и продержать
взаперти девять месяцев, пока она не родит ему ребенка. И воспитывать потом
ребенка, которого родила любимая женщина.
В своих беспристанных раздумьях
о Елене Эдичка приходит к выводу, что она сама еще ребенок, не ведает, что
творит, не понимает, какую боль она способна причинять людям. И что когда-нибудь
она — никогда по-настоящему не любившая — поймет, что это такое, и будет счастлив
тот, на кого она изольет всю эту накопившуюся любовь.
Но случайно в руки Эдичке
попадает дневник Елены, из которого он узнает, что многое она понимает, что
она жалеет его и ругает себя за такое безжалостное поведение, и получается,
что понимать-то она понимает, но дело не в этом, а черт его знает в чем.
В. Н. Курицын
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |