Валентин Петрович Катаев
1897 – 1986
Уже написан Вертер — Повесть (1979)
...Он спит, и ему видится,
что он на дачном полустанке и ему надо перейти полотно, на котором остановился
поезд. Нужно подняться, пройти через тамбур, и окажешься на другой стороне.
Однако он обнаруживает, что другой двери нет, а поезд трогается и набирает
ход, прыгать поздно, и поезд уносит его все дальше. Он в пространстве сновидения
и понемногу как будто начинает припоминать встречающееся на пути: и это высокое
здание, и клумбу петуний, и зловещий, темного кирпича гараж. У ворот его стоит
человек, помахивающий маузером. Это Наум Бесстрашный наблюдает, как бывший
предгубчека Макс Маркин, бывший начоперотдела по прозвищу Ангел Смерти, правый
эсер Серафим Лось и женщина — сексот Инга раздеваются, перед тем как войти
во мрак гаража и раствориться в нем. Это видение сменяется другими. Его мать
Лариса Германовна во главе стола во время воскресного обеда на террасе богатой
дачи, а он, Дима, в центре внимания гостей, перед которыми его папа хвалит
работы сына, прирожденного живописца.
...А вот и он сам, уже в красной
Одессе. Врангель еще в Крыму. Белополяки под Киевом. Бывший юнкер — артиллерист,
Дима работает в Изогите, малюя плакаты и лозунги. Как и другие служащие, он
обедает в столовой по карточкам вместе с Ингой. Несколько дней назад они ненадолго
зашли в загс и вышли мужем и женой.
Когда они уже заканчивали
обед, двое с наганом и маузером подошли к нему сзади и велели, не оборачиваясь,
выйти без шума на улицу и повели его прямо по мостовой к семиэтажному зданию,
во дворе которого и стоял гараж из темного кирпича. Мысль Димы лихорадочно
билась. Почему взяли только его? Что они знают? Да, он передал письмо, но
ведь мог и не иметь представления о его содержании. В собраниях на маяке не
участвовал, только присутствовал, и то раз. Почему же все-таки не взяли Ингу?
...В семиэтажном здании господствовали
неестественная тишина и безлюдье. Лишь на площадке шестого этажа попался конвойный
с девушкой в гимназическом платье: первая в городе красавица Венгржановская,
взятая вместе с братом, участником польско-английского заговора.
...Следователь сообщил, что
все, кто был на маяке, уже в подвале, и заставил подписать готовый протокол,
чтобы не терять времени. Ночью Дима слышал, как гремели запоры и выкрикивали
фамилии: Прокудин! Фон Дидерихс! Венгржановская! Он вспомнил, что у гаража
заставляют раздеваться, не отделяя мужчин от женщин...
Лариса Германовна, узнав об
аресте сына, бросилась к бывшему эсеру по имени Серафим Лось. Когда-то они
вместе с нынешним предгубчека, тоже бывшим эсером, Максом Маркиным бежали
из ссылки. Лосю удалось во имя старой дружбы упросить его «подарить ему жизнь
этого мальчика». Маркин обещал и вызвал Ангела Смерти. «Выстрел пойдет в стену,
— сказал тот, — а юнкера покажем как выведенного в расход».
Утром Лариса Германовна нашла
в газете в списке расстрелянных Димино имя. Она вновь побежала к Лосю, а Дима
тем временем другой дорогой пришел на квартиру, где они жили с Ингой. «Кто
тебя выпустил?» — спросила она вернувшегося мужа. Маркин! Она так и думала.
Он бывший левый эсер. Контра пролезла и в органы! Но еще посмотрим, кто кого.
Только теперь Дима понял, кто перед ним и почему так хорошо был осведомлен
следователь. Инга тем временем отправилась в самую шикарную в городе гостиницу,
где в номере люкс жил уполномоченный Троцкого Наум Бесстрашный, когда-то убивший
германского посла Мирбаха, чтобы сорвать Брестский мир. Тогда он был левым
эсером, теперь же троцкистом, влюбленным в Льва Давыдовича. «Гражданка Лазарева!
Вы арестованы», — неожиданно изрек тот, и, не успев прийти в себя от неожиданности
и ужаса, Инга оказалась в подвале.
Дима тем временем пришел к
матери на дачу, но застал ее мертвой. Вызванный сосед доктор ничем уже не
мог помочь, кроме как советом сейчас же скрыться, хоть в Румынию.
И вот он уже старик. Он лежит
на соломенном матраце в лагерном лазарете, задыхаясь от кашля, с розовой пеной
на губах. В затухающем сознании проходят картины и видения. Среди них вновь
клумба, гараж, Наум Бесстрашный, огнем и мечом утверждающий всемирную революцию,
и четверо голых: трое мужчин и женщина с чуть короткими ногами и хорошо развитым
тазом...
Человеку с маузером трудно
пока представить себя в подвале здания на Лубянской площади ползающим на коленях
и целующим начищенные кремом сапоги окружающих его людей. Тем не менее позднее
его взяли с поличным при переходе границы с письмом от Троцкого к Радеку.
Его втолкнули в подвал, поставили лицом к кирпичной стене. Посыпалась красная
пыль, и он исчез из жизни.
«Наверно, вы не дрогнете,
сметая человека. Что ж, мученики догмата, вы тоже — жертвы века», как сказал
поэт.
И. Г. Животовский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |