Валентин Петрович Катаев
1897 – 1986
Алмазный мой венец — Автобиографическая проза
(1975 – 1977)
Эта книга — не роман, не повесть,
не лирический дневник и не мемуары. Хронологические связи заменены здесь ассоциативными,
а поиски красоты — поисками подлинности, какой бы плохой она ни казалась.
Это мовизм (от «мове» — плохо). Это свободный полет фантазии, порожденный
истинными происшествиями. Поэтому почти никто не назван здесь своим именем,
а псевдоним будет писаться с маленькой буквы, кроме Командора.
Мое знакомство с ключиком
(Ю. Олеша) состоялось, когда мне было семнадцать, ему пятнадцать, позднее
мы стали самыми близкими друзьями, принадлежали к одной литературной среде.
Эскесс, птицелов, брат, друг, конармеец — все они тоже одесситы, вместе
с киевлянином синеглазым и черниговцем колченогим вошедшие в
энциклопедии и почти все — в хрестоматии.
С птицеловом (Эдуард
Багрицкий) я познакомился на собрании молодых поэтов, где критик Петр Пильский
выбирал лучших и потом возил напоказ по летним театрам. Рядом с ним в жюри
всегда сидел поэт эскесс (Семен Кессельман), неизменно ироничный и
беспощадный в поэтических оценках.
Птицелов входил в элиту одесских
поэтов, его стихи казались мне недосягаемыми. Они были одновременно безвкусны
и непонятно прекрасны. Он выглядел силачом, обладал гладиаторской внешностью,
и лишь впоследствии я узнал, что он страдает астмой.
Вытащить его в Москву удалось
только после гражданской войны. Он был уже женат на вдове военврача, жил литературной
поденщиной, целыми днями сидел в свой хибарке на матраце по-турецки, кашлял,
задыхался, жег противоастматический порошок. Не помню, как удалось когда-то
выманить его на яхте в море, к которому он старался не подходить ближе чем
на двадцать шагов.
Ему хотелось быть и контрабандистом,
и чекистом, и Виттингтоном, которого нежный голос звал вернуться обратно.
В истоках нашей поэзии почти
всегда была мало кому известная любовная драма — крушение первой любви, измена.
Юношеская любовь птицелова когда-то изменила ему с полупьяным офицером...
Рана не заживала всю жизнь.
То же было с ключиком и со
мной. Взаимная зависть всю жизнь привязывала нас друг к другу, и я был свидетелем
многих эпизодов его жизни. Ключик как-то сказал мне, что не знает более сильного
двигателя, чем зависть. Я же видел еще более могучую силу — любовь, причем
неразделенную.
Подругой ключика стала хорошенькая
голубоглазая девушка. В минуты нежности он называл ее дружочек, а она его
— слоник. Ради нее ключик отказался ехать с родителями в Польшу и остался
в России. Но в один прекрасный день дружочек объявила, что вышла замуж.
Ключик останется для нее самым-самым, но ей надоело голодать, аМак
(новый муж) служит в губпродкоме. Я отправился к Маку и объявил, что пришел
за дружочком. Она объяснила ему, что любит ключика и должна вернуться сейчас
же, вот только соберет вещи. Да, рассеяла она мое недоумение, теперь у нее
есть вещи. И продукты, добавила она, возвращаясь с двумя свертками. Впрочем,
через некоторое время в моей комнате в Мыльниковом переулке она появилась
в сопровождении того, кого я буду звать колченогим (Вл. Нарбут).
Когда-то он руководил Одесским
отделением РОСТА. После гражданской войны хромал, у него не хватало кисти
левой руки, в результате контузии он заикался. Служащих держал в ежовых рукавицах.
При всем том это был поэт, известный еще до революции, друг Ахматовой и Гумилева.
Дружочек почти в день приезда в Москву ключика снова появилась в моей комнате
и со слезами на глазах целовала своего слоника. Но вскоре раздался стук. Я
вышел, и колченогий попросил передать, что если дружочек немедленно не вернется,
он выстрелит себе в висок.
Со слезами же на глазах дружочек
простилась с ключиком (теперь уже навсегда) и вышла к колченогому.
Вскоре я отвел ключика в редакцию
«Гудка». Что вы умеете? А что вам надо? — был ответ. И действительно. Зубило
(псевдоним ключика в «Гудке») чуть ли не затмил славу Демьяна Бедного, а наши
с синеглазым (М. Булгаков) фельетоны определенно потонули в сиянии
его славы.
Скоро в редакции появился
тот, кого я назову другом (И. Ильф). Его взяли правщиком. Из неграмотных
и косноязычных писем он создал своего рода прозаические эпиграммы, простые,
насыщенные юмором. Впереди, впрочем, его ждала всемирная слава. В Москву приехал
мой младший братец, служивший в Одесском угрозыске, и устроился в Бутырку
надзирателем. Я ужаснулся, заставил его писать. Вскоре он стал прилично зарабатывать
фельетонами. Я предложил ему и другу сюжет о поиске бриллиантов, спрятанных
в обивке стульев. Мои соавторы не только отлично разработали сюжет, но изобрели
новый персонаж — Остапа Бендера. Прототипом Остапа был брат одного молодого
одесского поэта, служивший в угрозыске и очень досаждавший бандитам. Они решили
убить его, но убийца перепутал братьев и выстрелил в поэта. Брат убитого узнал,
где скрываются убийцы, пришел туда. Кто убил брата? Один из присутствовавших
сознался в ошибке: он тогда не знал, что перед ним известный поэт, а теперь
он просит простить его. Всю ночь провел Остап среди этих людей. Пили спирт
и читали стихи убитого, птицелова, плакали и целовались. Наутро он
ушел и продолжил борьбу с бандитами.
Мировая слава пришла и к синеглазому.
В отличие от нас, отчаянной богемы, он был человеком семейным, положительным,
с принципами, был консервативен и терпеть не мог Командора (В. Маяковского),
Мейерхольда, Татлина. Был в нем почти неуловимый налет провинциализма. Когда
он прославился, надел галстук бабочкой, купил ботинки на пуговицах, вставил
в глаз монокль, развелся с женой и затем женился на Белосельской-Белозерской.
Потом появилась третья жена — Елена. Нас с ним роднила любовь к Гоголю.
Разумеется, мы, южане, не
ограничивались лишь своим кругом. Я был довольно хорошо знаком с королевичем
(С. Есениным), был свидетелем его поэтических триумфов и безобразных дебошей.
Моя жизнь текла более или менее рядом с жизнью Командора, соратника (Н.
Асеева), мулата (Б. Пастернака). Великий председатель земного шара
(В. Хлебников) несколько дней провел у меня в Мыльниковом. Судьба не раз
сводила меня и с кузнечиком (О. Мандельштамом), штабс-капитаном
(М. Зощенко), арлекином (А. Крученых), конармейцем (И. Бабелем),
сыном водопроводчика (В. Казиным), альпинистом (Н. Тихоновым)
и другими, теперь уже ушедшими из жизни, но не ушедшими из памяти, из литературы,
из истории.
И. Г. Животовский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |