Максим
Горький 1868 – 1936
Жизнь Клима Самгина. Сорок лет — Повесть (1925 – 1936,
незаконч., опубл. 1927 – 1937)
В доме интеллигента-народника
Ивана Акимовича Самгина родился сын, которому отец решил дать «необычное»,
мужицкое имя Клим. Оно сразу выделило мальчика среди других детей его круга:
дочери доктора Сомова Любы; детей квартиранта Варавки Варвары, Лидии и Бориса;
Игоря Туробоева (вместе с Борисом учится в московской военной школе); Ивана
Дронова (сирота, приживальщик в доме Самгиных); Константина Макарова и Алины
Телепневой (товарищи по гимназии). Между ними складываются сложные отношения,
отчасти потому, что Клим старается отличиться, что не всегда удается. Первый
учитель — Томилин. Соперничество с Борисом. Неожиданная гибель Бориса и Варвары,
провалившихся под лед во время катания на коньках. Голос из толпы: «Да был
ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?» — как первый «ключевой» мотив
повести, как бы выражающий ирреальность происходящего.
Учеба в гимназии. Эротические
томления Самгина. Швейка Рита тайно подкуплена матерью Клима для «безопасной»
сексуальной жизни юноши. Она влюблена в Дронова; Самгин узнает об этом и о
поступке матери и разочаровывается в женщинах. Любовь Макарова к Лидии; неудачная
попытка самоубийства. Клим спасает его, но потом жалеет об этом, ибо сам втайне
симпатизирует Лидии и чувствует, что бледно выглядит на фоне своего друга.
Петербург, студенчество. Новый круг общения Самгина, где он опять-таки старается
занять особое место, подвергая «про себя» все и всех критическому анализу
и получив прозвище «умник». Старший брат Дмитрий (студент, включившийся в
революционную борьбу), Марина Премирова, Серафима Нехаева (влюбленная во все
«декадентское»), Кутузов (активный революционер, будущий большевик, своими
чертами напоминающий Ленина), Елизавета Спивак с больным мужем-музыкантом,
Владимир Лютов (студент из купеческого рода) и другие. Любовь Лютова к Алине
Телепневой, выросшей в красивую и капризную женщину. Ее согласие быть женой
Лютова и последующий отказ, ибо она влюбляется в Туробоева (тема своеобразного
соперничества «бедного аристократа» Туробоева и «богатого мужика» Лютова).
Жизнь на даче. Символическая
сцена ловли сома на горшок с горячей кашей (сом проглотит горшок, он лопнет,
сом всплывет) — надувательство «господ» мужиком, который тем не менее восхищает
Лютова как выразитель загадочной талантливости русского народа. Споры о славянофилах
и западниках, России и Западе. Лютов — русский анархист. Клим старается занять
особую позицию, но в результате не занимает никакой. Его неудачная попытка
объясниться в любви Лидии, Отказ. Подъем колоколов на деревенскую церковь.
Гибель молодого крестьянина (веревка захлестнула за горло). Вторая «ключевая»
фраза повести, произнесенная деревенской девочкой: «Да что вы озорничаете?»
— как бы обращенная к «господам» вообще. Не зная народа, они пытаются решать
его судьбу.
Москва. Новые люди, которых
пытается понять Самгин: Семион Диомидов, Варвара Антипова, Петр Маракуев,
дядя Хрисанф — круг московской интеллигенции, отличающейся от петербургской
подчеркнутой «русскостью». Пьянка на квартире Лютова. Дьякон-расстрига Егор
Ипатьевский читает собственные стихи о Христе, Ваське и «неразменном рублике».
Суть в том, что русский человек и ненавистью служит Христу. Вопль Лютова:
«Гениально!» Самгин опять-таки не находит места в этой среде. Приезд молодого
Николая I и трагедия на Ходынском поле, где во время праздника коронации были
задавлены сотни людей. Взгляд Самгина на толпу, которая напоминает «икру».
Ничтожность личной воли в эпоху всплеска массового психоза.
Окончательный разрыв Самгина
с Лидией; ее отъезд в Париж Клим отправляется на Нижегородскую промышленную
выставку и знакомится с провинциальной журналистской средой. Иноков — яркий
газетчик и своеобразный поэт (вероятный прототип сам Горький). Приезд в Нижний
царя, похожего на «Бальзаминова, одетого офицером...».
Сашин и газета. Дронов, Иноков,
супруги Спиваки. Встреча с Томилиным, проповедующим, что «путь к истинной
вере лежит через пустыню неверия» (ницшевская мысль, близкая Самгину). Провинциальный
историк Козлов — охранитель и монархист, отрицающий революцию, в том числе
и революцию духа. Встреча с Кутузовым, «возмутительно самоуверенным» и оттого
похожим на своего антипода — Козлова. Кутузов о «революционерах от скуки»,
к которым относит всю интеллигенцию. Падение строящейся казармы как символ
«прогнившего» строя. Параллельная сцена пиршества «отцов города» в ресторане.
Обыск в квартире Самгина. Беседа с жандармским ротмистром Поповым, который
впервые дает Самгину понять, что революционером он никогда не станет.
Москва. Прейс и Тагильский
— верхушка либеральной интеллигенции (возможные прототипы — «веховцы»). Приезд
Кутузова (каждое его появление напоминает Самгину, что подлинная революция
готовится где-то в стороне, а он и его окружение не принимают в ней участия).
Рассуждения Макарова о философии Н. Ф. Федорова и о роли женщины в истории.
Смерть отца Самгина в Выборге.
Встреча с братом. Арест Самгина и Сомовой. Допрос в полиции и предложение
стать осведомителем. Отказ Самгина; странная неуверенность, что поступил правильно.
Любовная связь с Варварой Антиповой; аборт.
Слова старой прислуги Анфимьевны
(выражающей народное мнение) о молодых: «Чужого бога дети». Поездка Самгина
в Астрахань и Грузию).
Москва, студенческие волнения
возле Манежа. Самгин в толпе и его страх перед ней. Выручает Митрофанов —
агент полиции. Поездка в деревню; сцена крестьянских грабежей. Страх Самгина
перед мужиками. Новые волнения в Москве. Аюбовная связь с Никоновой (окажется
полицейским осведомителем). Поездка в Старую Руссу; взгляд на царя
через спущенные шторы вагона.
9 января 1905 г. в Петербурге.
Сцены Кровавого воскресенья. Гапон и вывод о нем: «ничтожен поп». Самгин в
тюрьме по подозрению в революционной деятельности. Похороны Баумана и всплески
«черносотенной» психологии.
Москва, революция 1905 г.
Сомова пытается организовать санитарные пункты для помощи раненым. Мысли Самгина
о революции и Кутузове: «И прав!.. Пускай вспыхнут страсти, пусть все полетит
к черту, все эти домики, квартирки, начиненные заботниками о народе, начетчиками,
критиками, аналитиками...» Тем не менее он понимает, что такая революция отменит
и его, Самгина. Смерть Туробоева. Мысли Макарова о большевиках: «Так вот,
Самгин, мой вопрос: я не хочу гражданской войны, но помогал и, кажется, буду
помогать людям, которые ее начинают. Тут у меня что-то... неладно» — признание
духовного кризиса интеллигенции. Похороны Туробоева, Толпа черносотенцев и
вор Сашка Судаков, который выручает Самгина, Алину Телепневу, Макарова и Лютова.
Баррикады. Самгин и боевые
отряды. Товарищ Яков — предводитель революционной толпы. Казнь на глазах Самгина
сыщика Митрофанова. Смерть Анфимьевны. Самгин понимает, что события развиваются
помимо его воли, а он их невольный заложник.
Поездка в Русьгород по просьбе
Кутузова за деньгами для большевиков. Разговор в поезде с пьяным поручиком,
который рассказывает, как страшно стрелять в народ по приказу. Знакомство
с Мариной Зотовой — богатой женщиной с «народным» образом мысли. Ее рассуждения
о том, что интеллигенция никогда не знала народ, что корни народной веры уходят
в раскол и еретичество и это является скрытой, но истинной движущей силой
революции. Кошмар «двойничества», преследующий Самгина и выражающий начало
распада его личности. Убийство губернатора на глазах Самгина. Встреча с Лидией,
приехавшей из-за границы, окончательное разочарование Самгина в ней. Философия
Валентина Безбедова, знакомого Марины, отрицающего всякий смысл в истории.
Девиз «не хочу» — третий «ключевой» мотив повести, выражающий неприятие Самгиным
всего мироздания, в котором ему как бы нет места. Марина и старец Захарий
— тип «народного» религиозного деятеля. Религиозные «радения» у Марины, которые
подсматривает Самгин и которые окончательно убеждают его в своей оторванности
от народной стихии.
Отъезд за границу.
Берлин, скука. Картины Босха
в галерее, которые неожиданно совпадают с миропониманием Самгина (раздробленность
мироздания, отсутствие ясного образа человека). Встреча с матерью в Швейцарии;
взаимное непонимание. Самгин остается в круглом одиночестве. Самоубийство
Лютова в Женеве; слова Алины Телепневой: «Удрал Володя...»
Париж. Встреча с Мариной Зотовой.
Попов и Бердников, которые пытаются подкупить Самгина, чтобы он был их тайным
агентом при Зотовой и сообщал о ее возможной сделке с англичанами. Резкий
отказ Самгина.
Возвращение в Россию. Убийство
Марины Зотовой. Загадочные обстоятельства, с ним связанные. Подозрение падает
на Безбедова, который все отрицает и странным образом погибает в тюрьме до
начала суда.
Москва. Смерть Варвары. Слова
Кутузова о Ленине как единственном истинном революционере, который видит сквозь
будущее. Самгин и Дронов. Попытка организации новой газеты либерально-независимого
толка. Разговоры вокруг сборника «Вехи»; мысли Самгина: «Конечно, эта смелая
книга вызовет шум. Удар колокола среди ночи. Социалисты будут яростно возражать.
И не одни социалисты. «Свист и звон со всех сторон». На поверхности жизни
вздуется еще десяток пузырей». Смерть Толстого. Слова служанки Агафьи: «Лев-то
Николаич скончался... Слышите, как у всех в доме двери хлопают? Будто испугались
люди-то».
Мысли Самгина о Фаусте и Дон
Кихоте как продолжение мыслей Ивана Тургенева в эссе «Гамлет и Дон-Кихот».
Самгин выдвигает принцип не деятельного идеализма, а разумной деятельности.
Начало мировой войны как символ
краха коллективного разума. Поездка Самгина на фронт в Боровичи. Знакомство
с подпоручиком Петровым, символизирующим разложение боевого офицерства. Нелепое
убийство Тагильского разозленным офицером. Кошмары войны.
Возвращение с фронта. Вечер
у Леонида Андреева. Его слова: «Люди почувствуют себя братьями только тогда,
когда поймут трагизм своего бытия в космосе, почувствуют ужас одиночества
своего во вселенной, соприкоснутся прутьям железной клетки неразрешимых тайн
жизни, жизни, из которой один есть выход — в смерть», — которые словно подводят
черту под духовными поисками Самгина.
Февральская революция 1917
г. Родзянко и Керенский. Незавершенный финал. Неясность дальнейшей судьбы
Самгина...
П. В. Басинский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |