Максим
Горький 1868 – 1936
Мещане
— Пьеса (1901, опубл. 1902)
В зажиточном доме проживают
Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом
в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр,
бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях;
дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова
Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин
— нахлебники; Елена Николаевна Кривцова — молодая вдова смотрителя
тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида — кухарка, выполняющая в доме
всю черную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника
Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме
часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны.
Действие пьесы проходит в
атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым
и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем,
что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали
слишком «образованными» и потому гордыми. Это мешает им жить. Татьяна просто
должна выйти замуж, а Петр — выгодно жениться и работать на приумножение богатства
отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не
хотят жить «по-отцовски», сколько просто не могут из-за своей ослабленной
воли, потере интереса к жизни и т. д. Образование действительно не пошло им
на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней.
В этом главная трагедия семьи
Бессеменовых. В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе
своеобразную роль резонера, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр
оставит Кривцову, в которую пока влюблен против воли родителей, неизбежно
пойдет по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной,
которая безнадежно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей,
— вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой
противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени.
Эти веяния отчетливей всех
выражает Нил, наиболее «прогрессивный» герой и, очевидно, будущий социалист-революционер,
на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы
и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не
потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом,
подавляя его сопротивление. В то же время воля и целеустремленность Нила имеют
обратную сторону: он безжалостен к влюбленной в него Татьяне и к воспитавшему
его Бессеменову.
Попутно в пьесе разворачиваются
окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит свое последнее
спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира
сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюбленной
в жизнь, но потерявшей в ней свое место. Наиболее интересный из второстепенных
персонажей — Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно)
для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные.
Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозяевами которой будут люди
вроде Нила. Его образ — образ вечного изгнанника жизни.
Пьеса заканчивается на трагической
ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обреченность
и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и
раздается нестройный громкий звук...
П. В. Басинский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |