Фридрих Наумович Горенштейн р. 1932
Псалом — Роман (1975)
Роман состоит из пяти частей — каждая рассказывает об одной из казней Господних,
обрушившихся на землю, как предсказывал пророк Иезикииль.
Часть первая — «Притча о потерянном брате» — повествует о второй казни —
голоде. Место действия — голодная Украина во времена коллективизации; 1933
г. В сельской чайной Мария, девочка-нищенка, пытается выпросить что-нибудь
Христа ради, но никто не подает ей — кроме еврейского мальчика, который делится
с ней нечистым хлебом изгнания. Деревенские возмущены поступком чужака; хлеб
у девочки отбирается. Мальчик, отдавший свой хлеб, — Дан, Аспид, Антихрист,
брат Христа-Мессии. Через откровения пророков он общается с Господом, пославшим
его на землю, в Россию, так как этот народ солгал на Господа, отказался от
него — и тем самым заменил ярмо деревянное на ярмо железное.
Девочка Мария вместе с младшим братом Васей возвращаются в свою голодающую
деревню. Мать решает разделить семью — кого-то из детей подкинуть чужим, кого-то
просто оставить; сама уезжает на заработки в другой город. Перед отъездом
она ведет Марию и Васю в город; голодным детям чужак снова подает хлеб, но
мать выбрасывает «не наш, неправославный» кусок. Позже, в городе, дети еще
раз попросят у Антихриста милостыню, но на этот раз их остановит милиционер
— попрошайничать запрещено.
Брошенные матерью дети попадают в приемник. Им дают проводника, чтобы с его
помощью они могли вернуться домой. По дороге проводник насилует Марию и сбегает.
Дети опять попадают в приют; ночью сторож рассказывает им сказочку про «Божью
деточку» «Иисуса Христа», замученного жидами. Марию увозят куда-то из города.
Девочка сбегает; оказавшись одна в заснеженном поле, она бредет по нему, плача
Божьим плачем, от которого просветляется сердце. Мария разыскивает свою старшую
сестру Ксению, около года живет у нее в доме. Однажды она становится ненужной
свидетельницей семейных сцен (сестра изменяет мужу с любовником), и ее отсылают
обратно, в деревню. Там ей тоже никто не рад; плача от несправедливости, Мария
снова бродит по полю; там она встречает Дана, Антихриста. На вопрос о причине
слез девочка отвечает: «оттого, что евреи-жиды убили Сына Божьего и он теперь
на небе, а Вася, брат мой, на земле, в городе Изюме». Так сбылось пророчество
Исайи: «Открылся Я не вопрошавшим обо Мне, нашли Меня не искавшие Меня».
Мария отправляется в Керчь, к матери. Через некоторое время мать умирает,
Мария становится портовой проституткой. Однажды, голодная, она опять встречает
Дана, тот подает ей нечистый хлеб. Мария платит ему своей любовью. Антихрист
идет далее; земле и народу за ложь на Господа суждена вторая кара — меч. Мария,
осужденная за проституцию и бродяжничество, рождает в тюрьме от Дана сына
— Васю. В 1936 г. она умирает.
Вторая часть начинается с рассуждения о подражании Господу — инстинктивно
либо через разум. Автор отстаивает мысль о том, что евреи — народ не лучше
и не хуже других; но народ этот замечателен своими пророками, которые умели
слушать Господа. В «Притче о муках нечестивцев» рассказывается о девочке Аннушке.
Она живет во Ржеве вместе с матерью и двумя братьями; один из них погибает
по вине сестры. Однажды к Аннушке приходят воры; во время следствия девочка
указывает на невиновного человека — того сажают в тюрьму. Матери дают новую
квартиру. Однажды к Аннушке приходит Дан, Антихрист. Рассматривая росписи
на стенах (Аннушка живет в бывшей церкви — из-за обоев на стене проступает
лик Христа), он размышляет о том, что Христа церковники подменили идолом,
изможденным александрийским монахом; сейчас, весной 1941 г., этот монах,
в свою очередь, подменен «ассирийским банщиком» — Сталиным. Над ржевскими
бараками Антихристу является видение меча — сбываются слова Господа: «Горе
городу кровей, и я разложу большой костер». Начинается война. Мать Аннушки
умирает; девочка попадает в детдом. Аннушка, за время оккупации успевшая пообщаться
с немцами, научилась ненавидеть евреев. Детдомовская девочка Суламифь раздражает
ее. Завидуя, что при эвакуации еврейка попала к хорошей приемной матери, Аннушка
доносит немцам, что Суламифь — нерусская. Еврейку убивают, Аннушку — отсылают
в Германию, на работы. Перед ее отъездом к поезду приходит Дан и просит девушку,
чтобы в Германии та вслух прочла лист бумаги, который он ей вручает. Антихрист
должен проклясть немцев, как Господь когда-то через Иеремию проклял Вавилон.
Сам пророк не может вступить в нечестивую землю.
Одна из женщин, угоняемых вместе с Аннушкой в рабство, просит Дана взять
ее ребенка, девочку Пелагею. Немцы, заметившие еврея, пытаются убить его,
но Антихриста убить невозможно.
Аннушка выполняет поручение Дана — нечестивая Германия, ненавидящая Бога
и любимый им народ, проклята. Сама Аннушка вскоре умирает от лихорадки.
Действие «Притчи о прелюбодеянии», повествующей о третьей казни — похотью,
происходит в 1948 г. В приволжском городе Бор живет семья Колосовых — фронтовик
Андрей, его жена Вера и две дочери — Тася и Устя. Недалеко живет странная еврейская семья
— Дан Яковлевич и его дочь Руфина, на еврейку совершенно непохожая. Вера Копосова,
отношения которой с мужем очень сложны (тот считает, что во время войны жена
изменяла ему), познакомившись с Даном, влюбляется в него. Понимая, что напрямую
она не сможет соблазнить еврея, она сводит с ним свою дочь Тасю. Та тоже влюбляется
в Дана, они встречаются. Об этих свиданиях узнает отец. Вместе с доносчиком
Павловым они пытаются убить Антихриста, но это оказывается невозможным. Вера
является к Дану и предлагает свое заступничество в обмен на то, что он переспит
с ней. Антихрист, любящий дочь, вынужден совершить прелюбодеяние с матерью.
Руфина случайно оказалась свидетельницей их встречи, и Тася все видит и рассказывает
о грехе матери отцу. Тот сначала пытается убить жену, затем в тот же день
умирает от горя. Руфина тем временем убегает в лес; там ее едва не насилует
похотливый антисемит Павлов; девушку спасает лишь появление двух медведиц.
После пережитого Руфь осознает, что она — пророчица, и мирится с отцом, проклятием
очистившимся от греха своего.
Часть четвертая, основа которой — «Притча о болезни духа», повествует о травле
евреев в начале 50-х гг. Притче предпослано вступление — авторское размышление
о русском антисемитизме. За эту духовную болезнь Бог посылает четвертую казнь
— болезнь, моровую язву.
В Москву, в семью Иволгиных, состоящую из еврея-искусствоведа, его русской
жены Клавдии и их сына Савелия, приезжают двое детей — Нина и Миша, из Витебска.
Они — племянники Клавдии; родителей их арестовали по обвинению в белорусском
национализме. Иволгины, люди всего боящиеся, всячески скрывающие свое еврейство,
отказываются от детей. За семейством Иволгиных молчаливо наблюдают двое их
соседей по квартире — дворник-еврей Дан Яковлевич и его дочь. В стране в это
время идут массовые разоблачения евреев-космополитов. Трусливый Иволгин, пытающийся
уберечься от ареста участием в травле своего народа, вскоре тоже арестован.
На первом же допросе его убивает следователь.
После 1953 г. у овдовевшей Клавдии появляется новый поклонник — старик Иловайский,
разумный антисемит. Он ведет с Даном долгие споры о русском христианстве.
В качестве примера старик разбивает чашку: целая, она проста; разбитая, становится
сложной. Дан, Антихрист, чувствует, что переспорить Иловайского невозможно
— христианство слишком искажено в греческой и средневековой интерпретации.
Слово, о котором говорит Евангелие от Иоанна и Иловайский, на самом деле лишь
унижает смысл.
Предисловием к пятой части — «Притче о разбитой чаше» — служит авторское
рассуждение о соотношении иудейства и христианства. Герои пятой части — дети
Антихриста от разных матерей: Андрей Копосов, сын Веры, Василий Коробков,
сын Марии, и Пелагея-Руфь, пророчица, приемная дочь Дана. Василий, Андрей
и Савелий Иволгин учатся в Литературном институте. Андрей сам приходит к Библии,
постигая ее смысл — противоположный христианскому. Однажды молодые люди сходятся
на модной выставке в Третьяковке; Пелагея узнает в воинствующем антисемите
Василии сына своего отца. Тот, проклиная «жидов», устраивает скандал. Убедившись
в сходстве с отцом — «жидом», Василий вешается.
К Андрею приезжает его мать, Вера Копосова. Она сообщает ему, что он — сын
Дана. Андрей, «доброе семя», знакомится со своим отцом; собравшаяся семья
тихо справляет еврейский религиозный праздник.
Находясь в полубезумии от неутоленной похоти, Савелий создает в алхимической
колбе двух «философских человечков». В разговорах с ними он узнает ответы
на самые главные вопросы — о путях к Богу, об истине, добре и зле, о разумном
обосновании веры в Бога. Он окончательно впадает в безумие, и его увозят в
психбольницу.
Пелагея, живущая девственницей, чувствует, что пришла пора стать женщиной.
По примеру дочерей Лота она соблазняет отца своего, Антихриста. Тот, чувствуя,
что свершается замысел Господень, в опьянении насилует ее. Пророчица Пелагея
зачинает сына от Антихриста. Тот, совершивший все, предназначенное ему на
земле, умирает. Перед смертью он наставляет сына Андрея, который идет к Богу
самым сложным путем — через разум, через сомнение.
Сын Пелагеи и Антихриста, тоже Дан, слушает, как мать читает ему речения
пророка Второисайи, задолго до Христа высказавшего те же идеи.
Андрей, Пелагея с сыном и излечившийся Савелий едут за город, в лес. Глядя
на суровую зимнюю природу, они постигают сущность антагонизма Христа и Антихриста:
первый — заступник грешников и гонителей, второй — покровительствует жертвам
гонимым. Близится расплата за гонения, самая страшная казнь пятая — жажда
по слову Господнему, от которой не спасет и Христос.
Л. А. Данилкин
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |