Гайто Газданов
1903 – 1971
Вечер у Клэр —
Роман (1929)
Франция, конец 20-х гг. нашего века. Герой романа — молодой русский эмигрант,
повествование ведется от его имени. Он влюблен в Клэр. Клэр — истая француженка,
она то дразнит поклонника, то позволяет ему надеяться на свою благосклонность.
Она больна, и герой просиживает у нее целые вечера. Затем она выздоравливает
и требует, чтобы он сопровождал ее в кинематограф. После кинематографа и позднего
сидения в кафе Клэр приглашает героя выпить чашку чая. У нее опять резкая
смена настроения — теперь она раздражена. Когда герой, оправдываясь, говорит,
что ждал этой встречи десять лет и ничего не просит у нее, глаза Клэр темнеют.
Клэр обнимает его, говоря: «Как, вы не понимали?..» И ночью, лежа рядом с
уснувшей Клэр, герой вспоминает свою жизнь и свою первую встречу с этой женщиной.
Детство. Семья часто переезжает. Отец, воспоминания о котором так дороги
герою, лесничий. Он предан семье, поглощен «химическими опытами, географическими
работами и общественными вопросами». На ночь отец рассказывает сыну бесконечную
сказку: всей семьей они плывут на корабле, на котором капитан — сам мальчик,
Коля. Мать, молчаливая, поглощенная чтением, глубоко чувствующая. Сестры.
Мир и лад в семье. Но очень скоро все обрывается: Коле всего восемь лет, когда
отец умирает. Мать от горя почти не разговаривает, лишь ходит по комнате.
Вскоре, одна за другой, умирают и сестры. Мальчик много читает, все без разбора.
«Я думаю, что это время усиленного чтения и развития, бывшее эпохой моего
совершенно бессознательного существования, я мог бы сравнить с глубочайшим
душевным обмороком». Коля поступает в кадетский корпус, затем в гимназию.
Он легко учится, сходится стоварищами, дерзит начальству. Эта жизнь
тяжела для него и бесплодна. Мальчик поглощен собственным внутренним миром:
«Мне всю жизнь казалось — даже когда я был ребенком, — что я знаю какую-то
тайну, которой не знают другие <...> Очень редко, в самые напряженные
минуты моей жизни, я испытывал какое-то мгновенное, почти физическое перерождение
и тогда приближался к своему слепому знанию, неверному постижению чудесного».
Четырнадцати лет, летом 1917 г. на площадке гимнастического общества Николай
впервые встречается с шестнадцатилетней Клэр. Отец Клэр, коммерсант, временно
живет со всем своим семейством на Украине.
Герой влюбляется в Клэр, часто бывает у нее. Затем, обидевшись на ее мать,
перестает приходить, но образ Клэр продолжает преследовать его. Однажды поздним
зимним вечером он встречает Клэр, и она сообщает ему, что вышла замуж. Николай
провожает ее. Но когда Клэр, сказав, что ни родителей ее, ни мужа нет в городе,
приглашает его к себе, он отказывается. «Я хотел пойти за ней и не мог. Снег
все шел по-прежнему и исчезал на лету, и в снегу клубилось и пропадало все,
что я знал и любил до тех пор. И после этого я не спал две ночи». Следующая
их встреча происходит лишь через десять лет.
Николай решает вступить в белую армию, считая, что правда на их стороне.
Разговор с дядей Виталием показывает юноше, что в этой войне каждая из сторон
считает себя правой, но его это не смущает. Он все-таки идет воевать за белых,
«так как они побеждаемые». В то же время дядя Виталий, кадровый офицер, человек
«с почти феодальными представлениями о чести и праве», полагает, что правда
на стороне красных. Николай прощается с матерью со всей жестокостью своих
шестнадцати лет и уходит воевать — «без убеждений, без энтузиазма, исключительно
из желания вдруг увидеть и понять на войне такие новые вещи», которые, быть
может, переродят его. Служба на бронепоезде, трусость и храбрость окружающих,
тяжелый военный быт — все это окружает Николая до самого разгрома армии. Самого
его от грозивших опасностей ограждает своеобразная глухота, неспособность
немедленного душевного отклика на то, что с ним случается. Оказавшись на борту
парохода и глядя на горящую Феодосию, Николай вспоминает о Клэр. И мысли о
ней снова заполняют его воображение, тысячи воображаемых разговоров и положений
роятся у него в голове, сменяясь новыми. В этот вымышленный мир не доходят
отзвуки и образы прежней его жизни, точно натыкаясь на незримую воздушную
стену, «но столь же непреодолимую, как та огненная преграда, за которой лежали
снега и звучали последние ночные сигналы России». Во время плавания по Черному
морю Николаю мерещатся картины далеких японских гаваней, пляжи Борнео и Суматры
— отзвуки рассказов отца. Под звуки корабельного колокола пароход приближается
к Константинополю, а Николай полностью поглощен предвкушением будущей встречи
с Клэр. «Мы плыли в морском тумане к невидимому городу; воздушные пропасти
разверзались за нами; и во влажной тишине этого путешествия изредка звонил
колокол — и звук, неизменно нас сопровождавший, только звук колокола соединял
в медленной своей прозрачности огненные края и воду, отделявшие меня от России,
с лепечущим и сбывающимся, с прекрасным сном о Клэр...»
В. С. Кулагина-Ярцева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |