Илья Григорьевич Эренбург 1891 – 1967
Оттепель
— Повесть (1953 – 1955)
В клубе крупного промышленного
города — аншлаг. Зал набит битком, люди стоят в проходах. Событие незаурядное:
опубликован роман молодого местного писателя. Участники читательской конференции
хвалят дебютанта: трудовые будни отражены точно и ярко. Герои книги — воистину
герои нашего времени.
А вот об их «личной жизни»
можно поспорить, считает один из ведущих инженеров завода Дмитрий Коротеев.
Типического здесь ни на грош: не мог серьезный и честный агроном полюбить
женщину ветреную и кокетливую, с которой у него нет общих духовных интересов,
в придачу — жену своего товарища! Любовь, описанная в романе, похоже, механически
перенесена со страниц буржуазной литературы!
Выступление Коротеева вызывает
жаркий спор. Более других обескуражены — хотя и не выражают этого вслух —
ближайшие его друзья: молодой инженер Гриша Савченко и учительница Лена Журавлева
(ее муж — директор завода, сидящий в президиуме конференции и откровенно довольный
резкостью критики Коротеева).
Спор о книге продолжается
на дне рождения Сони Пуховой, куда приходит прямо из клуба Савченко. «Умный человек, а выступал по трафарету!
— горячится Гриша. — Получается, что личному — не место в литературе. А книга
всех задела за живое: слишком часто еще мы говорим одно, а в личной жизни
поступаем иначе. По таким книгам читатель истосковался!» — «Вы правы, — кивает
один из гостей, художник Сабуров. — Пора вспомнить, что есть искусство!» —
«А по-моему, Коротеев прав, — возражает Соня. — Советский человек научился
управлять природой, но он должен научиться управлять и своими чувствами...»
Лене Журавлевой не с кем обменяться
мнением об услышанном на конференции: к мужу она уже давно охладела, — кажется,
с того дня, когда в разгар «дела врачей» услышала от него: «Чересчур доверять
им нельзя, это бесспорно». Пренебрежительное и беспощадное «им»
потрясло Лену. И когда после пожара на заводе, где Журавлев показал
себя молодцом, о нем с похвалой отозвался Коротеев, ей хотелось крикнуть:
«Вы ничего не знаете о нем. Это бездушный человек!»
Вот еще почему огорчило ее
выступление Коротеева а клубе: уж он-то казался ей таким цельным, предельно
честным и на людях, и в беседе с глазу на глаз, и наедине с собственной совестью...
Выбор между правдой и ложью,
умение отличить одно от другого—к этому призывает всех без исключения героев
повести время «оттепели». Оттепели не только в общественном климате (возвращается
после семнадцати лет заключения отчим Коротеева; открыто обсуждаются в застолье
отношения с Западом, возможность встречаться с иностранцами; на собрании всегда
находятся смельчаки, готовые перечить начальству, мнению большинства). Это
и оттепель всего «личного», которое так долго принято было таить от людей,
не выпускать за дверь своего дома. Коротеев — фронтовик, в жизни его было
немало горечи, но и ему этот выбор дается мучительно. На партбюро он не нашел
в себе смелости заступиться за ведущего инженера Соколовского, к которому
Журавлев испытывает неприязнь. И хотя после злополучного партбюро Коротеев
изменил свое решение и напрямую заявил об этом завотделом горкома КПСС, совесть
его не успокоилась: «Я не вправе судить Журавлева, я — такой же, как он. Говорю
одно, а живу по-другому. Наверное, сегодня нужны другие, новые люди — романтики,
как Савченко. Откуда их взять? Горький когда-то сказал, что нужен наш, советский
гуманизм. И Горького давно нет, и слово «гуманизм» из обращения исчезло —
а задача осталась. И решать ее — сегодня».
Причина конфликта Журавлева
с Соколовским — в том, что директор срывает план строительства жилья. Буря,
в первые весенние дни налетевшая на город, разрушившая несколько ветхих бараков,
вызывает ответную бурю — в Москве. Журавлев едет по срочному вызову в Москву,
за новым назначением (разумеется, с понижением). В крахе карьеры он винит
не бурю и тем более не самого себя — ушедшую от него Лену: уход жены — аморалка!
В старые времена за такое... И еще виноват в случившемся Соколовский (едва
ли не он поспешил сообщить о буре в столицу): «Жалко все-таки, что я его не
угробил...»
Была буря — и унеслась. Кто
о ней вспомнит? Кто вспомнит о директоре Иване Васильевиче Журавлеве? Кто
вспоминает прошедшую зиму, когда с сосулек падают громкие капли, до весны
— рукой подать?..
Трудным и долгим был — как
путь через снежную зиму к оттепели — путь к счастью Соколовского и «врача-вредителя»
Веры Григорьевны, Савченко и Сони Пуховой, актрисы драмтеатра Танечки и брата
Сони художника Володи. Володя проходит свое искушение ложью и трусостью: на
обсуждении художественной выставки он обрушивается на друга детства Сабурова
— «за формализм». Раскаиваясь в своей низости, прося прощения у Сабурова,
Володя признается себе в главном, чего он не осознавал слишком долго: у него
нет таланта. В искусстве, как и в жизни, главное — это талант, а не громкие
слова об идейности и народных запросах.
Быть нужной людям стремится
теперь Лена, нашедшая вновь себя с Коротеевым. Это чувство испытывает и Соня
Пухова — она признается самой себе в любви к Савченко. В любви, побеждающей
испытания и временем, и пространством: едва успели они с Гришей привыкнуть
к одной разлуке (после института Соню распределили на завод в Пензе) — а тут
и Грише предстоит неблизкий путь, в Париж, на стажировку, в группе молодых
специалистов.
Весна. Оттепель. Она чувствуется
повсюду, ее ощущают все: и те, кто не верил в нее, и те, кто ее ждал — как
Соколовский, едущий в Москву, навстречу с дочерью Машенькой, Мэри, балериной
из Брюсселя, совсем ему не знакомой и самой родной, с которой он мечтал увидеться
всю жизнь.
М. К. Поздняев
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |