Николай Робертович
Эрдман 1902 – 1970
Самоубийца —
Пьеса (1928)
Действие пьесы происходит в Москве в 20-х гг. нашего века. Семен Семенович
Подсекальников, безработный, ночью будит жену Марью Лукьяновну и жалуется
ей на то, что он голоден. Марья Лукьяновна, возмущенная тем, что муж не дает
ей спать, хотя она работает целыми днями «как лошадь какая-нибудь или муравей»,
тем не менее предлагает Семену Семеновичу ливерной колбасы, оставшейся от
обеда, но Семен Семенович, обиженный словами жены, от колбасы отказывается
и выходит из комнаты. Мария Лукьяновна и ее мама Серафима Ильинична, опасаясь,
как бы выведенный из равновесия Семен Семенович не покончил с собой, ищут
его по всей квартире и находят дверь в туалет запертой. Постучав к соседу
Александру Петровичу Калабушкину, просят его выломать дверь. Однако выясняется,
что в туалете был вовсе не Подсекальников, а старушка-соседка.
Семена Семеновича находят на кухне в тот момент, когда он засовывает что-то
себе в рот, а увидев вошедших, прячет в карман. Марья Лукьяновна падает в
обморок, а Калабушкин предлагает Подсекальникову отдать ему револьвер, и тут
Семен Семенович с изумлением узнает, что он собирается стреляться. «Да где
бы я мог достать револьвер?» — недоумевает Подсекальников и получает ответ:
некий Панфилыч меняет револьвер на бритву. Окончательно выведенный из себя
Подсекальников выгоняет Калабушкина, вынимает из кармана ливерную колбасу,
принятую всеми за револьвер, достает из стола отцовскую бритву и пишет предсмертную
записку: «В смерти моей прошу никого не винить».
К Подсекальникову является Аристарх Доминикович Гранд-Скубик, видит лежащую
на столе предсмертную записку и предлагает ему, если уж он все равно стреляется,
оставить другую записку — от имени русской интеллигенции, которая молчит,
потому что ее заставляют молчать, а мертвого молчать не заставишь. И тогда
выстрел Подсекальникова разбудит всю Россию, его портрет поместят в газетах
и устроят ему грандиозные похороны.
Следом за Гранд-Скубиком приходит Клеопатра Максимовна, которая предлагает
Подсекальникову застрелиться из-за нее, потому что тогда Олег Леонидович бросит
Раису Филипповну. Клеопатра Максимовна увозит Подсекальникова к себе писать
новую записку, а в комнате появляются Александр Петрович, мясник Никифор Арсентьевич,
писатель Виктор Викторович, священник отец Елпидий, Аристарх Доминикович и
Раиса Филипповна. Они упрекают Александра Петровича в том, что он взял у каждого
из них деньги, чтобы Подсекальников оставил предсмертную записку определенного
содержания. Калабушкин демонстрирует множество разнообразных записок, которые
будут предложены незабвенному покойнику, а уж какую он из них выберет — неизвестно.
Получается, что одного покойника на всех мало. Виктор Викторович вспоминает
Федю Питунина — «замечательный тип, но с какой-то грустнотцой — надо будет
заронить в него червячка». Появившемуся Подсекальникову объявляют, что стреляться
он должен завтра в двенадцать часов и ему устроят грандиозные проводы — закатят
банкет.
В ресторане летнего сада — банкет: поют цыгане, пьют гости, Аристарх Доминикович
произносит речь, прославляющую Подсекальникова, который постоянно спрашивает,
который час, — время неуклонно приближается к двенадцати. Подсекальников пишет
предсмертную записку, текст которой подготовлен Аристархом Доминиковичем.
Серафима Ильинична читает адресованное ей письмо от зятя, в котором он просит
ее осторожно предупредить жену о том, что его уже нет в живых. Марья Лукьяновна
рыдает, в это время в комнату входят участники банкета, которые начинают ее
утешать. Пришедшая с ними портниха тут же снимает с нее мерку для пошива траурного
платья, а модистка предлагает выбрать к этому платью шляпку. Гости уходят,
а бедная Марья Лукьяновна восклицает: «Сеня был — шляпы не было, шляпа стала
— Сени нет! Господи! Почему же Ты сразу всего не даешь?» В это время двое
неизвестных вносят безжизненное тело мертвецки пьяного Подсекальникова, который,
придя в себя, воображает, что он на том свете. Через некоторое время с огромными
венками является мальчик из бюро похоронных процессий, а затем приносят гроб.
Подсекальников пытается застрелиться, но не может — смелости не хватает; услышав
приближающиеся голоса, он прыгает в гроб. Входит толпа народу, отец Елпидий
совершает отпевание.
На кладбище у свежевырытой могилы звучат надгробные речи. Каждый из присутствующих
утверждает, что Подсекальников застрелился за то дело, которое он отстаивает:
из-за того, что закрывают церкви (отец Елпидий) или магазины (мясник Никифор
Арсентьевич), за идеалы интеллигенции (Гранд-Скубик) или искусства (писатель
Виктор Викторович), а каждая из присутствующих дам — Раиса Филипповна и Клеопатра
Максимовна — утверждает, что покойник стрелялся из-за нее. Растроганный их
речами Подсекальников неожиданно для всех встает из гроба и объявляет, что
очень хочет жить. Присутствующие недовольны таким решением Подсекальникова,
однако он, вынув револьвер, предлагает любому занять его место. Желающих не
находится. В эту минуту вбегает Виктор Викторович и сообщает, что Федя Питунин
застрелился, оставив записку: «Подсекальников прав. Действительно жить не
стоит».
Н. В. Соболева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |