Юрий Осипович Домбровский 1909 – 1978
Факультет ненужных вещей — Роман (Кн.
1-я — 1964; кн. 2-я — 1975)
Книга первая. Хранитель древностей
Книга вторая. Факультет ненужных вещей
Уже предчувствуя свою судьбу, Георгий Николаевич Зыбин, тридцатилетний историк,
сотрудник краеведческого музея в Алма-Ате, уговаривал себя жить «правильно»:
«тихо-тихо, незаметно-незаметно, никого не толкнуть, не задеть — я хранитель
древностей, и только!» Что может помешать его спокойной работе и жизни? Директор
музея, бывший военный, относится к нему с уважением и почти отеческой заботливостью.
Рядом — верный друг и собутыльник, старый мудрый Дед, работающий в музее плотником.
Рядом — красавица Клара, умница и прелесть, тайно влюбленная в него. Появился
в музее молодой ученый Корнилов, высланный из Москвы, человек для Зыбина из
породы «своих» — и по судьбе, и по образованию. Да и сам характер его работы
— изучение музейных экспонатов, должен вроде оградить Зыбина от того непонятного
и страшного, чем напоен сам воздух лета 1937 г. Нужно только — «тихо-тихо».
У Зыбина — не получается. Сначала приходит старик Родионов, археолог-неофит
и бывший партизан, со своими «открытиями» и требует начать раскопки древней
столицы в том месте, которое укажет он. Зыбин знает, что сопротивляться силе
агрессивного невежества «широких масс», вторгающихся в науку, по нынешним
временам бессмысленно и опасно. Знает, но сопротивляется, сколько может. В
самом музее постоянно происходят стычки с безграмотной, но идейно подкованной
массовичкой Зоей Михайловной, пытающейся «подправить» работу Зыбина. Сотрудничество
с газетой, куда Зыбин пишет, как ему кажется, абсолютно нейтральные заметки
о культуре, ну, например, о редкостях, хранящихся в республиканской библиотеке,
но так и не удостоившихся внимания научных работников библиотеки, — сотрудничество
это заканчивается выяснением отношений с ученым-секретарем библиотеки Дюповой.
Зыбин не отразил работы библиотекарей по обслуживанию широких масс трудящихся
и учащихся, заявляет она, культура — это то, что может и должно обслуживать
потребности широких масс, а не кучки высоколобых спецов. Наскоки эти не так
уж и безобидны — к услугам жалобщиков всегда готовые выслушать их «родные
органы». Зыбина предупреждает доброжелательный директор: «Не партизань, будь
повежливее», и Дед просит уняться. Зыбин и рад бы уняться, да не может. Не
может он наблюдать со стороны, как раздутая невежественными, падкими на сенсацию
журналистами газетная шумиха вокруг исполинского удава, якобы обитающего в
колхозе «Горный гигант», грозит поломать жизнь бригадиру Потапову, единственному,
кто видел змею. А в колхоз уже зачастили вежливые и внимательные «юристы на
отдыхе» — кружат вокруг Потапова, присматриваются к музейным работникам,
приехавшим на раскопки. «Случайно» встреченная на ночной дороге машина отвозит
Зыбина к «юристам», где ему дружески объясняют, что Потапов — агент немецкой
разведки, а история со змеем — «хитро задуманная диверсия». Но в ту же ночь,
встретившись со скрывающимся Потаповым, Зыбин не только не пытается
«обезвредить врага», а делает все, чтобы помочь ему, — отчаявшийся бригадир
смог найти и убить «исполинского удава», оказавшегося на поверку пусть и очень
большим, но все же обыкновенным полозом. Мешок с убитой змеей, последнюю надежду
бригадира на спасение, они вместе доставляют в город, в музей. Тем и кончается
история.
Но Зыбин чувствует, что это только отсрочка. Он долго пытался не видеть,
не понимать логики происходящего вокруг — глухих арестов, показательных процессов,
нагнетаемой сверху истерии «бдительности» и «борьбы с благодушием». Зыбину,
воспитанному на гуманистической культуре, с которой европейский мир вошел
в XX столетие, непросто поверить в тотальное одичание
людей. В легкость, с которой завоевываются души людей последышами Великого
Инквизитора. В ночных полубредовых снах Зыбин беседует со Сталиным: «А вдруг
вы правы, мир уцелеет и процветет. Тогда, значит, разум, совесть, добро, гуманность
— все, что выковывалось тысячелетиями и считалось целью существования
человечества, ровно ничего не стоит. Чтобы спасти мир, нужно железо и огнеметы,
каменные подвалы и в них люди с браунингами... А я, и подобные мне, должны
будем припасть к вашим сапогам, как к иконе». В подобной ситуации проблема
выбора для Зыбина — уже не вопрос личного мужества. Он — часть той культуры,
той цивилизации, которой грозит уничтожение, и отказ от сопротивления означает
для Зыбина согласие с ненужностью этой культуры, с тем, что вся она, и сам
он, — «факультет ненужных вещей». ...Незнакомые рабочие приносят в музей
находку — горсть золотых бляшек, часть найденного ими клада, убедившись, что
найденное ими действительно археологическое золото, рабочие бесследно исчезают.
Клад для музея потерян. О случившемся сообщают в НКВД. Но Зыбин, не
надеясь на помощь органов, сам отправляется в степь на поиски клада. И здесь,
в степи, свершается то, чего он уже давно ждёт — Зыбина арестовывают. Ему
предъявлено обвинение в антисоветской пропаганде, хищении ценностей и попытке
бежать за границу. Дело ведут начальник отдела Нейман, опытный следователь,
интеллектуал, служащий идеям сталинской законности не на страх, а на совесть,
и ражий детина, специалист по «выбиванию показаний» Хрипушин. Доказательствами
вины следователи не располагают, доказательства они рассчитывают получить
от Зыбина. Сосед по камере, заключенный со стажем Буддо, делится с Зыбиным
лагерной мудростью: поскольку отсюда уже все равно не выйти, разумнее признаться
во всем, что потребуют, — тогда и следствие пройдет легче, и срок окажется
меньше. Но как раз это и невозможно для Зыбина, это значило бы его личное
признание права на законность подобной системы судопроизводства. Зыбин решает
бороться. И первым, кто, как ни странно, помог ему утвердиться в этом, оказывается
Хрипушин, — наливаясь профессиональной злобой, он начинает кричать на Зыбина,
рассчитывая сломить арестанта, и Зыбин ощущает необходимый ему прилив ответной
ярости и силы — порог страха он переступил. К Зыбину применяется метод «конвейера»
— его сутками допрашивают непрерывно сменяющиеся следователи. Зыбин держится
твердо, но он не знает, что его арест — это только часть большого плана, задуманного
Нейманом. Он намерен добыть материал для грандиозного — по образцу московских
— показательного процесса по делу массового вредительства в сфере культуры.
Одного Зыбина для такого процесса, конечно, мало. Приглашение явиться в НКВД
получает Корнилов. Но с ним говорят иначе — сначала расспрашивают о Зыбине,
но потом объясняют, что главная их просьба: помочь органам закрыть дело на
другого сотрудника музея бывшего священника Андрея Эрнестовича Куторгу. В
НКВД лежит донос на него, но старик, кажется, безобидный, жалко его, — доверительно
делятся с Корниловым следователи. «Если вы готовы поручиться за него, сделайте
это. Только сделайте доказательно и официально, в письменных донесениях».
Корнилов, живущий в Алма-Ате на положении ссыльного и последнее время каждый
день ожидавший собственного ареста, очень ценит властную вежливость следователей.
Да и в просьбе их как бы нет ничего зазорного. Корнилов берется выполнить
поручение. Разговоры, которые он проводит с бывшим священником, посвящены
в основном истории суда и казни Христа, а также теме предательства учениками
своего Учителя. И Корнилов с чистой совестью пишет отчеты о встречах, в которых
характеризует отца Андрея вполне лояльным гражданином. Донесения его принимаются
с благодарностью, но в его последнее, как надеется Корнилов, посещение НКВД
он приглашен к полковнику Гуляеву. Тональность разговора с ним резко меняется
— полковник грозно уличает Корнилова в попытках обмануть следствие. Он показывает
письменные отчеты о тех же беседах, написанные Куторгой, — бывший священник
выполнял аналогичное задание. В доносах Корнилов обвиняется в ведении антисоветских
разговоров. Корнилов раздавлен. Его просят выйти в коридор немного подождать
и «забывают» про него чуть ли не на сутки. А потом его, полуживого от усталости
и страха, уводит к себе Хрипушин, отпаивает чаем, стыдит, сообщает, что на
этот раз его прощают, но рассчитывают на его честность в их дальнейшей совместной
работе, подбирает Корнилову агентурную кличку Овод и еще раз предупреждает:
«Будешь финтить, знаешь куда тебя зашлют?» — «Знаю», — отвечает уже ничему
не сопротивляющийся Корнилов.
А в застопорившееся следствие по делу Зыбина вовлекаются новые люди. После
того как Зыбин потребовал сменить ему следователя и объявил голодовку, его
содержат в карцере, его навещает прокурор Мячин и неожиданно легко соглашается
со всеми требованиями. Мячин — враг Неймана. Идея громкого показательного
процесса кажется ему бредом. А тут обнаруживается еще одно обстоятельство,
которое прокурор при случае сможет использовать против Неймана. К полковнику
Гуляеву на прием просится давняя и близкая знакомая Зыбина, Полина Потоцкая.
Разговор с нею идет в присутствии Неймана и прокурора. И Полина как бы между
прочим сообщает, что есть еще один человек, с которым Зыбин когда-то вел доверительные
разговоры, — Роман Львович Штерн. Нейман потрясен — введение в это
дело такой крупной фигуры, как начальник следственного отдела Прокуратуры
СССР, известный писатель, а самое главное — брат Неймана, все осложняет.
Более того, в деле Зыбина обнаруживается возможность личных мотивов — Штерн
и Зыбин ухаживали когда-то за Полиной, и она предпочла Зыбина. Ситуация становится
опасной для Неймана. Ибо не все так прочно и стабильно в жизни, казалось бы,
всесильных энкавэдэшников — все чаще их ведомство сотрясается некими внутренними
толчками, — внезапно исчезают самые надежные и проверенные люди. Куда
исчезают, для Неймана и коллег — не секрет, каждый из них подсознательно
ждет своей очереди. К тому ж умного Неймана мучает и другой страх, отпечатавший
в его глазах выражение «зажатого ужаса», — страх перед самой сутью его работы.
Он уже не может оправдываться словами о высшей целесообразности, знакомясь,
например, с рационализаторским предложением коллег о рациональном использовании
в их хозяйстве тел заключенных, в частности, использовании крови умерших или
казненных арестантов. И чтобы поправить свое, грозящее пошатнуться положение
в НКВД, и для того, чтобы обрести внутреннее спокойствие, нужны результаты
по делу Зыбина. Нейман решает заменить дуболома Хрипушина своей племянницей
Тамарой Долидзе, только начинающей, но умной, образованной, рвущейся
к работе следова-тельницей; к тому же она хороша, что может обезоружить
подследственного.
Зыбин действительно потрясен явлением молодой прекрасной женщины. Но результат
оказывается противоположным. Зыбин вдруг чувствует сострадание к этой несчастной
дурочке, поменявшей театр на романтику тайной работы распорядителя человеческих
жизней. Без труда разрушив заготовленную новым следователем схему обвинения,
Зыбин обращается к ней, как к человеку, совершающему трагическую и непоправимую
в жизни ошибку. И девушка растеряна, возразить ей нечем. Разговор их прерывается
на полуслове — уже давно чувствующий себя больным, Зыбин теряет сознание прямо
в кабинете следователя. Его переводят в больницу. Следствие снова останавливается.
Пытаясь помочь племяннице исправить промахи, Нейман решает самостоятельно
добыть неопровержимые улики против Зыбина и повторяет маршрут Зыбина по степи.
Во время путешествия его настигает известие о смене руководства в управлении
НКВД, об арестах следователей и о том, что он срочно вызывается в управление.
Это конец, понимает Нейман. Последние часы на свободе он решает провести у
случайно встреченной знакомой буфетчицы и обнаруживает у нее то самое археологическое
золото, в хищении которого обвиняется Зыбин. Изъяв золото и арестовав кладоискателей,
Нейман возвращается в город. А через несколько дней Зыбину в присутствии полковника
и прокурора показывают найденное золото и объявляют, что дело его закрыто.
Зыбин свободен. И пусть освобождение это происходит, благодаря счастливому
стечению обстоятельств, Зыбин чувствует себя победителем — он смог выстоять.
Первым, кого встретил Зыбин, выйдя из здания управления НКВД, оказывается
Нейман. Он специально поджидал Зыбина. «Это зачем же?» — спрашивает Зыбин.
«Да я сам думаю, зачем?.. С освобождением поздравить. Если нужно, домой свести,
в лавочку сбегать».
Зыбина поражает лицо Неймана, его глаза — по-человечески простые и печальные.
Ушло из них выражение того скрытого ужаса, который Зыбин приметил месяц назад.
А в парке, куда Зыбин и Нейман отправляются выпить за освобождение, к ним
присоединился Корнилов. Они располагаются на скамейке, прямо напротив художника,
который, заметив выразительный силуэт Зыбина, попросил его посидеть немного
и начал быстро зарисовывать фигуры. Так на квадратном кусочке картона и остались
эти трое: выгнанный следователь, пьяный осведомитель по кличке Овод и тот,
третий, без которого эти двое существовать не могли.
С. П. Костырко
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |