-Лидия Корнеевна Чуковская 1907 –
1966
Софья Петровна — Повесть
(1939 – 1940, опубл. 1965)
СССР, 30-е гг. После смерти мужа Софья Петровна поступает на курсы машинописи,
чтобы получить специальность и иметь возможность содержать себя и сына Колю.
Будучи грамотной и аккуратной и получив высшую квалификацию, она легко устраивается
на работу в крупное ленинградское издательство и уже вскоре становится заведующей
машинописным бюро. Несмотря на ранние вставания, неприветливые лица в транспорте,
головную боль от стука машинок и утомительность производственных собраний,
работа Софье Петровне очень нравится и кажется захватывающей. В молодых машинистках
она ценит прежде всего грамотность и старательность; те же уважают ее и слегка
побаиваются, называя за глаза классной дамой. Директор издательства — приятный,
воспитанный молодой человек. Из всех девушек в бюро Софье Петровне наиболее
симпатична Наташа Фроленко, «скромная, некрасивая девушка с зеленовато-серым
лицом»: она всегда пишет элегантно и без единой ошибки.
Тем временем сын Софьи Петровны, Коля, совсем вырос, стал настоящим красавцем,
закончил школу и вскоре вместе со своим ближайшим другом Аликом Финкельштейном
поступил в машиностроительный институт. Софья Петровна гордится умным, красивым
и аккуратным сыном и переживает, что у взрослого Коли нет отдельной комнаты:
их уплотнили еще в самом начале революции, и теперь бывшая квартира семьи
Софьи Петровны стала коммунальной. Хотя Софья Петровна и сожалеет об этом,
но принимает объяснения передового сына о «революционном смысле уплотнения
буржуазных квартир». Софья Петровна начинает было подумывать об обмене одной
комнаты на две с доплатой, но в этот момент «отличников учебы, Николая Липатова
и Александра Финкельштейна, по какой-то там разверстке направляют в Свердловск,
на Уралмаш, мастерами», при этом дают возможность окончить институт заочно.
Софья Петровна тоскует по сыну, начинает работать гораздо больше, а в свободные
вечера приглашает к себе подругу по работе Наташу Фроленко на чай. Однажды
она дарит Наташе по ее просьбе Колину последнюю фотографию (позже Софья Петровна
понимает, что Наташа влюблена в Колю). Частенько они ходят в кино «на фильмы
про летчиков и пограничников». А Наташа делится с Софьей Петровной своими
проблемами: ее никак не принимают в комсомол, поскольку она из «буржуазно-помещичьей
семьи». Софья Петровна очень сочувствует Наташе: такая искренняя, сердечная
девушка; но сын в письме разъясняет ей, что бдительность необходима.
Годы идут, Софью Петровну повышают по службе, а между тем приближается праздник:
наступает новый, 1937 г. Организация праздника поручена Софье Петровне; ей
все удается на славу, однако общее торжество омрачает странная новость: в
городе арестовано множество врачей, и среди них — доктор Кипарисов, сослуживец
покойного мужа Софьи Петровны. Из газет следует, что врачи связаны с террористами
и фашистскими шпионами. С трудом верится насчет Кипарисова: вроде приличный
человек, «почтенный старик», но ведь у нас зря не посадят! А если Кипарисов
не виноват, то его скоро выпустят и неприятное недоразумение рассеется. Через
некоторое время происходит еще более странное событие: арестовывают директора
издательства. И как раз в тот момент, когда Софья Петровна и Наташа обсуждают
причины ареста замечательного директора, «выдержанного партийца», при котором
издательство «всегда выполняло план с превышением», внезапно раздается звонок
в дверь: приезжает Алик со страшной вестью об аресте Коли.
Первое побуждение Софьи Петровны — «сейчас же бежать куда-то и разъяснять
это чудовищное недоразумение». Алик советует идти в прокуратуру, но Софья
Петровна не знает толком ни где прокуратура, ни что это такое и идет в тюрьму,
потому что случайно знает, где она. На улице, недалеко от тюрьмы, она неожиданно
обнаруживает большую толпу женщин с усталыми зеленоватыми лицами, одетых не
по сезону тепло: в пальто, валенках, шапках. Оказывается, это очередь в тюрьму,
состоящая из родственников арестованных. Выясняется, что для того, чтобы попытаться
хоть что-то узнать о своем сыне, надо записаться и отстоять огромную очередь.
Но Софье Петровне удается узнать лишь, что Коля в тюрьме и что передачу для
него не возьмут: «ему не разрешено». Она не знает ни того, за что арестован
ее сын, ни того, состоится ли суд, ни того, «когда же наконец кончится это
глупое недоразумение и он вернется домой»: справок нигде не дают. Каждый день
она продолжает наивно ждать, что, открыв дверь в дом, увидит там сына, но
дом так и остается пуст.
Тем временем увольняют секретаршу арестованного ранее директора как лицо,
связанное с ним, и Наташу Фроленко — за опечатку, истолкованную как злостный
антисоветский выпад: вместо «Красная Армия» она случайно напечатала «Крысная
Армия». Софья Петровна решается вступиться за Наташу на собрании, но это не
приводит ни к чему, кроме анонимного обвинения ее в сообщничестве с Наташей,
и Софья Петровна вынуждена уволиться. А попутно выясняется, что Коля осужден
на десять лет лагерей и что он сам признался в террористической деятельности.
В отличие от Софьи Петровны, уверенной, что юного Колю просто запутали, Наташа
начинает недоумевать: почему большинство арестованных призналось в своих преступлениях,
ведь не могли же запутать всех?!
Между тем Алика исключают из комсомола, а вскоре и арестовывают: один из
комсомольцев доносит, что Алик был дружен с Колей, а Алик отказывается «отмежеваться»
от товарища. Наташа кончает с собой, написав в предсмертном письме Софье Петровне
«Я не могу разобраться в настоящем моменте советской власти».
Проходят месяцы, сильно постаревшая Софья Петровна копит консервы на случай,
если понадобится выслать сыну. С горя она выдумывает и повторяет окружающим,
будто Колю выпустили, и сама верит в это, как вдруг приходит письмо от Коли.
Он пишет, что арестован по ложному доносу одноклассника и что следователь
бил его ногами. Коля очень просит мать что-нибудь предпринять, однако Кипарисова,
жена репрессированного врача, отговаривает ее: тогда и ее могут выслать, как
высылают саму Кипарисову вслед за мужем, а сыну это ничем не поможет, только
навредит. Софья Петровна долго думает, куда ей идти с этим письмом, но, поняв,
что идти некуда, и совсем отчаявшись, решила сжечь письмо — опасную улику,
«бросила огонь на пол и растоптала ногой».
А. Д. Плисецкая
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |