Андрей Георгиевич Битов р. 1937
Пушкинский
дом — Роман (1971)
Жизнь Левы Одоевцева, потомка
князей Одоевцевых, протекает без особенных потрясений. Нить его жизни мерно
струится из чьих-то божественных рук. Он ощущает себя скорее однофамильцем,
чем потомком своих славных предков. Дед Левы был арестован и провел свою жизнь
в лагерях и ссылках. В младенчестве Лева, зачатый в роковом 1937 г., тоже
переместился вместе с родителями в сторону «глубины сибирских руд»; впрочем,
все обошлось благополучно, и после войны семья вернулась в Ленинград.
Левин папа возглавляет в университете
кафедру, на которой когда-то блистал дед. Лева растет в академической среде
и с детства мечтает стать ученым — «как отец, но покрупнее». Окончив школу,
Лева поступает на филологический факультет.
В квартиру Одоевцевых после
десяти лет отсутствия возвращается из заключения прежний сосед Дмитрий Иванович
Ювашов, которого все называют дядя Диккенс, человек «ясный, ядовитый, ничего
не ждущий и свободный». Все в нем кажется Леве привлекательным: его брезгливость,
суховатость, резкость, блатной аристократизм, трезвость отношения к миру.
Лева часто заходит к дяде Диккенсу, и даже книги, которые он берет у соседа,
становятся восполнением детства. Вскоре после появления дяди Диккенса семье
Одоевцевых позволяют вспомнить о деде. Лева впервые узнает, что дед жив, рассматривает
на фотографиях его красивое молодое лицо — из тех, что «уязвляют безусловным
отличием от нас и неоспоримой принадлежностью человеку». Наконец приходит
известие, что дед возвращается из ссылки, и отец едет встречать его в Москву.
На следующий день отец возвращается один, бледный и потерянный. От малознакомых
людей Лева постепенно узнает, что в юности отец отказался от своего отца,
а потом и вовсе критиковал его работы, чтобы получить «тепленькую» кафедру.
Вернувшись из ссылки, дед не захотел видеть своего сына.
Лева отрабатывает для себя
«гипотезу деда». Он начинает читать дедовы работы по лингвистике и даже надеется
отчасти использовать дедову систему для курсовой работы. Таким образом, он
извлекает некоторую пользу из семейной драмы и лелеет в своем воображении
красивое словосочетание: дед и внук...
Деду дают квартиру в новом
доме на окраине, и Лева идет к нему «с новеньким бьющимся сердцем». Но вместо
того человека, которого он создал в своем воображении, Леву встречает инвалид
с красным, задубевшим лицом, которое поражает своей неодухотворенностью. Дед
пьет с друзьями, растерянный Лева присоединяется к компании. Старший Одоевцев
не считает, что его посадили незаслуженно. Он всегда был серьезен и не принадлежит
к тем ничтожным людям, которых сначала незаслуженно посадили, а теперь заслуженно
выпустили. Его оскорбляет реабилитация, он считает, что «все это» началось
тогда, когда интеллигент впервые вступил в дверях в разговор с хамом, вместо
того чтобы гнать его в шею.
Дед сразу замечает главную
черту своего внука: Лева видит из мира лишь то, что подходит его преждевременному
объяснению; необъясненный мир приводит его в панику, которую Лева принимает
за душевное страдание, свойственное только чувствующему человеку. Когда опьяневший
Лева пытается обвинить в чем-то своего отца, дед в ярости выгоняет внука —
за «предательство в семени».
Лева Одоевцев с детства перестал
отмечать про себя внешний мир, то есть усвоил единственный способ, позволивший
многим русским аристократам выжить в двадцатом веке. Окончив филфак, Лева
поступает в аспирантуру, а потом начинает работать в знаменитом Пушкинском
доме Академии наук. Еще в аспирантуре он пишет талантливую статью «Три пророка»,
которая поражает всех внутренней свободой и летящим, взмывающим слогом. У
Левы появляется определенная репутация, ровный огонь которой он незаметно
поддерживает. Он занимается только незапятнанной стариной и таким образом
приобретает доверие в либеральной среде, не становясь диссидентом.
Только однажды он оказывается в тяжелой ситуации. Левин близкий друг «что-то
не то» написал, подписал или сказал, и теперь предстоит разбирательство, во
время которого Лева не сможет отмолчаться. Но тут вмешивается стечение всех
мыслимых обстоятельств: Лева заболевает гриппом, уходит в отпуск, срочно отзывается
в Москву, выигрывает в лотерею заграничную поездку, у него умирает дед, к
нему возвращается старинная любовь... К Левиному возвращению друга уже нет
в институте, и это несколько портит Левину репутацию. Впрочем, вскоре Лева
обнаруживает, что репутация в незавышенном виде даже более удобна, спокойна
и безопасна.
У Левы есть три подруги. Одна
из них, Альбина, умная и тонкая женщина Левиного круга и воспитания, любит
его, бросает ради него мужа — но остается нелюбимой и нежеланной, несмотря
на повторяющиеся встречи. Другая, Любаша, проста и незамысловата, и отношениям
с ней Лева не придает значения. Он любит только Фаину, с которой его в день
окончания школы познакомил одноклассник Митишатьев. На следующий день после
знакомства Лева приглашает Фаину в ресторан, с трепетом решается взять за
руку и неудержимо целует в парадном.
Фаина старше и опытнее Левы.
Они продолжают встречаться. Леве постоянно приходится выгадывать деньги на
рестораны и многочисленные дамские мелочи, часто занимать у дяди Диккенса,
тайно продавать книги. Он ревнует Фаину, уличает в неверности, но не в силах
с ней расстаться. Во время одной вечеринки Лева обнаруживает, что Фаина и
Митишатьев незаметно исчезли из комнаты и дверь в ванную заперта. Остолбенев,
он ожидает Фаину, машинально щелкая замком ее сумочки. Заглянув наконец в
сумочку, Лева обнаруживает там кольцо, которое, по словам Фаины, дорого стоит.
Думая о том, что у него нет денег, Лева кладет кольцо в карман.
Когда Фаина обнаруживает пропажу,
Лева не признается в содеянном и обещает купить другое кольцо, надеясь выручить
деньги за украденное. Но оказывается, что Фаинино кольцо слишком дешевое.
Тогда Лева просто возвращает кольцо, уверяя, что купил его с рук за бесценок.
Фаина не может возразить и вынуждена принять подарок. Лева леденеет от неизвестного
ему удовлетворения. После этой истории наступает самый продолжительный и мирный
период в их отношениях, после которого они все-таки расстаются.
В ноябрьские праздники 196...
года Лева оставлен дежурить в здании института. К нему приходит давний друг-враг
и коллега Митишатьев. Лева понимает, что воздействие на нею Митишатьева сродни
воздействию Фаины: оба они питаются Левой, получают удовольствие, унижая его.
Митишатьев рассуждает о евреях, которые «портят наших женщин». Лева легко
опровергает заявление Митишатьева о неталантливости евреев, приводя довод
о том, что Пушкин был семитом. Митишатьев говорит, что собирается духовно
задавить Леву, а потом перевернуть весь мир: «Я ощущаю в себе силы. Были «Христос
— Магомет — Наполеон», — а теперь я. Все созрело, и мир созрел, нужен только
человек, который ощущает в себе силы».
Митишатьев приводит своего
дипломника Готтиха, предупреждая Леву, что тот — стукач. Барон фон Готтих
пишет в патриотические газеты стихи о мартенах или матренах, что дает Митишатьеву
повод поиздеваться над осколками-аристократами. Чтобы скрасить Леве предполагаемое
одиночество, не зная о его гостях, приходит Исайя Борисович Бланк. Это сотрудник
института на пенсии, один из благороднейших людей, которых Леве приходилось
встречать в жизни. Бланк не только чрезвычайно опрятен внешне — он не может
говорить о людях плохо.
Бланк, Митишатьев, Готтих
и Лева пьют вместе. Они говорят о погоде, о свободе, о поэзии, о прогрессе,
об евреях, о народе, о пьянстве, о способах очистки водки, о кооперативных
квартирах, о Боге, о бабах, о неграх, о валюте, об общественной природе человека
и о том, что деться некуда... Спорят о том, любила ли Наталья Николаевна Пушкина.
Приходят какие-то девушки Наташи. Митишатьев излагает Леве свою жизненную
философию, в том числе и «Правило правой руки Митишатьева»: «Если человек
кажется дерьмом, то он и есть дерьмо». Время от времени Лева ощущает пьяные
провалы памяти. В один из таких провалов Митишатьев оскорбляет Бланка, а потом
уверяет, что Лева при этом улыбался и кивал.
Митишатьев говорит о том,
что не может жить на земле, пока есть Лева. Он оскорбляет и Фаину, и этого
Лева уже не выдерживает. Они с Митишатьевым дерутся, и Митишатьев разбивает
посмертную маску Пушкина. Это оказывается последней каплей — Лева вызывает
его на дуэль на музейных пистолетах. Звучит выстрел — Лева падает. Митишатьев
уходит, прихватив с собой чернильницу Григоровича. Придя в себя, Лева с ужасом
обнаруживает, какой разгром учинен в музейном помещении. Но оказывается, что
с помощью Альбины, работающей в этом же институте, и дяди Диккенса все очень
быстро приводится в порядок.
Чернильницу Григоровича находят
под окном, еще одну копию маски Пушкина приносят из подвала. На следующий
день Лева обнаруживает, что ни один человек в институте не обращает внимания
на свежие следы уборки и ремонта. Заместитель директора вызывает его только
для того, чтобы поручить сопровождать по Ленинграду американского писателя.
Лева водит американца по Ленинграду,
показывает ему памятники и рассказывает о русской литературе. И все это —
русская литература, Петербург (Ленинград), Россия — Пушкинский дом без его
курчавого постояльца.
Оставшись в одиночестве, Лева
стоит над Невой на фоне Медного всадника, и ему кажется, что, описав мертвую
петлю опыта, захватив длинным и тяжелым неводом много пустой воды, он вернулся
в исходную точку. Вот он и стоит в этой точке и чувствует, что устал.
Т. А. Сотникова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |