Александр Александрович Блок 1880 – 1921
Двенадцать
— Поэма (1918)
Действие происходит в революционном
Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный
город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.
Первая из двенадцати глав
поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами
и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги,
кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то — «должно быть, писатель —
вития» — говорит о проданной России. Среди прохожих — «невеселый товарищ поп»,
буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики
с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние — поэта?
кого-то из прохожих? — описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная
злоба, святая злоба».
Вторая глава: по ночному городу
идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы;
люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого — «пальнем-ка пулей
в Святую Русь — в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают
своего приятеля — Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его
«буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.
Глава третья — лихая песня,
исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны,
в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии.
Последний куплет песни — обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи».
Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.
Четвертая глава описывает
того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый
солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.
Следующая глава — слова Ваньки,
обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое — проститутки, перешедшей
от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее
красивом теле — шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников.
В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает
гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение.
Теперь солдат требует своего — «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!»,
«согреши!»
Шестая глава: лихач, везущий
любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на
сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой
девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька
с простреленной головой остается лежать на снегу.
Отряд из двенадцати человек
идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным
шагом». Лишь убийца — Петруха — грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей.
Товарищи осуждают его — «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха,
действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое:
«Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба!»
Восьмая глава — путаные мысли
Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение
души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами — «ты лети,
буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...».
Глава девятая — Романс,
посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий
буржуй, за ним — очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой — паршивый
пес.
Двенадцать идут дальше — сквозь
вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют
ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью,
— это значит, что от Бога помощи не будет.
Так, «без имени святого»,
двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой
момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным — «и вьюга пылит
им в очи дни и ночи напролет...».
Глава двенадцатая, последняя.
За отрядом увязывается шелудивый пес — старый мир. Бойцы грозят ему штыками,
пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться,
люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди.
«Так идут державным шагом — позади — голодный пес, впереди — с кровавым флагом
<...> Исус Христос».
Л. А. Данилкин
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |