Александр Александрович Блок 1880 – 1921
Соловьиный
сад — Поэма (1915)
Герой поэмы — она написана
от первого лица — рабочий; он приходит в часы отлива к морю, чтобы тяжелым
трудом зарабатывать себе на жизнь — киркой и ломом колоть слоистые скалы.
Добытый камень на осле свозится к железной дороге. И животному, и человеку
тяжело. Дорога проходит мимо тенистого, прохладного сада, скрытого за высокой
решеткой. Из-за ограды к работнику тянутся розы, где-то вдалеке слышен «напев
соловьиный, что-то шепчут ручьи и листы», доносится тихий смех, едва различимое
пение.
Чудесные звуки томят героя,
он впадает в задумчивость. Сумрак — день заканчивается — усиливает беспокойство.
Герою чудится другая жизнь: в своей жалкой лачуге он мечтает о соловьином
саде, отгороженном от проклятого мира высокой решеткой. Снова и снова он вспоминает
привидевшееся ему в синем сумраке белое платье — оно манит его «и круженьем,
и пеньем зовет». Так продолжается каждый день, герой ощущает, что влюблен
в эту «недоступность ограды».
Пока утомленное животное отдыхает,
хозяин, возбужденный близостью своей мечты, бродит по привычной дороге, сейчас,
однако, ставшей таинственной, так как именно она ведет к синеватому сумраку
соловьиного сада. Розы под тяжестью росы свисают из-за решетки ниже, чем обычно.
Герой пытается понять, как его встретят, если он постучится в желанную дверь.
Он не может более вернуться к тупому труду, сердце говорит ему, что его ждут
в соловьином саду.
Действительно, предчувствия
героя оправдываются — «не стучал я — сама отворила неприступные двери она».
Оглушенный сладкими мелодиями соловьиного пения, звуками ручьев, герой попадает
в «чуждый край незнакомого счастья». Так «нищая мечта» становится явью — герой
обретает любимую. «Опаленный» счастьем, он забывает свою прошлую жизнь, тяжкую
работу и животное, долго бывшее его единственным товарищем.
Так, за заросшей розами стеной,
в объятиях любимой, проводит герой время. Однако и среди всего этого блаженства
ему не дано не слышать шум прилива — «заглушить рокотание моря соловьиная
осень не вольна!» Ночью возлюбленная, замечая тревогу на его липе, беспрестанно
спрашивает любимого о причине тоски. Тот в своих видениях различает большую
дорогу и нагруженного осла, бредущего по ней.
Однажды герой просыпается,
смотрит на безмятежно спящую возлюбленную — сон ее прекрасен, она улыбается:
ей грезится он. Герой распахивает окно — вдали слышится шум прилива; за ним,
ему кажется, можно различить «призывающий жалобный крик». Кричит осел — протяжно
и долго; герой воспринимает эти звуки как стон. Он задергивает полог над возлюбленной,
стараясь, чтобы она не проснулась подольше, выходит за ограду; цветы, «точно
руки из сада», цепляются за его одежду.
Герой приходит на берег моря,
но не узнает ничего вокруг себя. Дома нет — на его месте валяется заржавленный
лом, затянутый мокрым песком.
Непонятно, то ли это видится
ему во сне, то ли происходит наяву — с протоптанной героем тропинки, «там,
где хижина прежде была / Стал спускаться рабочий с киркою, / Погоняя чужого
осла».
Л. А. Данилкин
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |