Василий Иванович Белов р. 1932
Такая
война — Рассказ (1960)
Ваню — сына Дарьи Румянцевой
— убило на фронте в 42-м г., а бумага с печатью и непонятной, но уж больно
подозрительной подписью (один крючок с петелькой) приходит больше чем через
год. И решает Дарья, что бумага фальшивая, подделанная каким-то недобрым человеком.
Когда через деревню проезжают
цыгане, Дарья каждый раз ходит гадать на Ваню. И каждый раз карты раскидываются
как нельзя лучше. Получается — жив он. И Дарья терпеливо ждет конца войны.
К ночи, зимой и осенью, она
уходит на конюшню стеречь лошадей и там все думает про сына Ивана С рассветом
возвращается, волоча по пути какую-нибудь ломину, брошенный колышек либо гнилую
тесину — без дров зимой не проживешь. Избу она топит через день, а картошку
выдумывает варить в самоваре: и проще и выгоднее, да и кипяток для питья выходит
вроде бы чем-то позанятнее.
Дарья еще не вышла из возраста,
и с нее берут полный налог: яйца, мясо, шерсть, картошку. И все она уже сдала,
кое-что прикупив, иногда заменив одно другим, и только по мясу числится за
ней недоимка да денежный налог весь целехонький, не говоря уж о страховке,
займе и самообложении. По этим статьям у нее и за прошлый сорок второй год
не выплачено. А тут Пашка Неуступов, по прозвищу Куверик, по здоровью не взятый
в армию Ванин одногодок, приносит Дарье новые обязательства. И требует «с
государством рассчитываться».
Голод в народе начинается
как-то незаметно, понемногу, и никто не всплескивает руками, когда в колхозе
от истощения умирает первая старуха. А двери теперь почти не закрываются от
великого изобилия нищих. Вскоре становится совсем нечего есть. Бабы ходят
в дальний, еще хлебный колхоз — менять одежду на зерно и картошку. У Дарьи
есть хороший полушерстяной Иванов костюм. Иван купил его за три недели до
войны, не успел и поносить вдоволь. Когда Дарье становится невмоготу и начинает
больно болеть сердце, она выносит костюм из сенника и ловит далекий, уже забиваемый
затхлостью сундука Ванюшин запах. Раз, вывернув карманы, видит копеечку и
махорочную пыльцу и потом долго сидит, разволнованная, с облегчающими слезами.
А копеечку прячет в сахарницу.
На Первое мая сельский дедко,
сивый бухтинник Миша, покупает ее единственную оставшуюся живность — козу.
Половину цены Дарья берет деньгами (и тут же отдает их финагенту), половину
— картошкой. И делит картошку тоже пополам: корзину на питание, корзину на
семена. Но чтобы не умереть, приходится варить в самоваре и эту семенную картошку.
Наконец Дарья решается: идет с бабами, выменивает Иванов костюм на полмешка
картошки и обрезками сажает полторы гряды. А корзиной оставшихся обрезанных
картофелин питается до самой Казанской.
Наступает лето. Дарья каждый
день ходит с бабами косить, а на привалах греет на солнышке опухшие ноги.
Ее все время тянет в сон, кружится голова и тонко, по-угарному звенит в ушах.
Дома Дарья разговаривает с самоваром, как раньше разговаривала с козой или
с подпольной мышкой (мышка в ее избе теперь не живет).
И вдруг к Дарье снова приходит
Пашка Куверик и требует заплатить деньги. Одна ты, говорит, во всей деревне
злоупорничаешь. Больше Пашка ждать не намерен: придется, видно, принимать
меры. Деловито оглядев избу, он начинает описывать имущество, потом уносит
то, что находит ценным, — два фунта шерсти и самовар. Дарья, плача, умоляет
оставить ей самовар: «Век буду Бога за тебя молить, Пашенька», но Кувери и
слушать не хочет.
Без самовара в избе становится
совсем неприютно и пусто. Дарья плачет, но и слезы в глазах кончаются. Она
грызет мягкую, изросшую в земле картофелину, еще одну. Лежа на печи, Дарья
пытается отделить явь от сна и никак не может. Далекие громы кажутся ей шумом
широкой, идущей двумя полосами войны. Война представляется Дарье в виде двух
бесконечных рядов солдат с ружьями, и эти солдаты поочередно стреляют друг
в друга. А Иван — на горушке, и у него почему-то нет ружья. Дарья мучительно
хочет окрикнуть его, чтобы он поскорее взял ружье, но крика не получается.
Она бежит к сыну, да ноги не слушаются и что-то тяжелое, всесильное мешает
ей. А ряды солдат все дальше и дальше...
На третий или четвертый день
Сурганиха видит в магазине выставленный на прилавке Дарьин самовар. «Бес этот
Куверик, — думает Сурганиха, — самовар отнял у старухи». На покосе она рассказывает
о самоваре бабам, выясняется, что Дарья уже третий день не выходит в поле.
Бабы со всей деревни собирают кто сколько может и, выкупив самовар, довольные,
идут к Дарьиной избе, да только хозяйки в ней нет. «Видно, сердешная, по миру
ушла», — говорит Сурганиха.
За лето через деревню идут
сотни нищих: стариков, детей, старушек. Но Дарью никто не видел, и домой она
не возвращается. И только зимой до деревни доходит слух, что километрах в
десяти отсюда, в сеновале на лесной пустоши, нашли какую-то мертвую старуху.
Кусочки в ее корзине уже высохли, и одежда на ней была летняя. Бабы единогласно
решают, что это обязательно и есть ихняя Дарья. Но старик Миша только подсмеивается
над бабами: «Да разве мало таких старух по матушке-Расее? Ежели считать этих
старух, дак, поди, и цифров не хватит».
А может, и правы они, эти
бабы, кто знает? Они, бабы, почти всегда бывают правы, особенно когда на земле
такая война...
П. Е. Спиваковский
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |