Чингиз Торекулович Айтматов р. 1928
Белый пароход. После сказки — Повесть (1970)
Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка,
тетка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика
Орозкула, а еще жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей — самая несчастная
на свете, потому что у нее нет детей, за это и бьет ее спьяну Орозкул. Деда
Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной
приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его,
Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал.
За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе,
а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец
его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далекий город.
Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль.
Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный,
мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова
у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывет
он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет,
конечно, как ему живется у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый,
и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку. «...Случилось это давно. Жило киргизское
племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили. Остались только
мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой
Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха
уже подвела их к берегу Знесая, из леса вышла матка маралья и стала просить
отдать детей. «Люди убили у меня моих оленят, — говорила она. — А вымя мое
переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети
человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей,
они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху,
а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина
перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый
звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик.
А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина.
Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошел
род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога
марала. С тех пор не было маралам пощады в иссык-кульских лесах. И не стало
маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что
никогда не вернется».
Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний
у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоем
с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол
на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные
люди... И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится.
А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес
и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось
избить жену, да дом был далеко. Тут еще этот дед увидел маралов и чуть не
до слез дошел, точно встретил братьев родных.
И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком:
тот все отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло,
что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже,
что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушел.
Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал
из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца,
а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе
куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него...
Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись все-таки!
— да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушел в свой воображаемый
мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на
рогах.
На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно
и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака.
Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.
Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил
мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел.
Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную
груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову.
Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную
голову той, что еще вчера была Рогатой матерью-оленихой.
Скоро все расселись за столом. Мальчика все время мутило. Он слышал, как
опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом
Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе
Орозкул его выгонит.
И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернется в горы. Он спустился
к реке. И ступил прямо в воду...
И. Н. Слюсарева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |