Леонид Николаевич Андреев 1871 – 1919
Рассказ о семи повешенных — (1906)
Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой
спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает свое тело, прислушивается
к своим чувствам, силится и не может вполне осилить мыслей в своей голове:
«Дураки! Они думают, что, сообщив мне о готовящемся на меня покушении, назвав
мне час, когда меня должно было на куски разорвать бомбой, они избавили меня
от страха смерти! Они, дураки, думают, будто спасли меня, тайком привезя меня
и мою семью в этот чужой дом, где я спасен, где я в безопасности и покое!
Не смерть страшна, а знание ее. Если бы кто наверное знал день и час, когда
должен умереть, он не смог бы с этим знанием жить. А они мне говорят: «В час
дня, ваше превосходительство!..»
Министр, на которого революционеры готовили покушение, задумывается в ту
ночь, которая могла стать его последней ночью, о блаженстве неведения конца,
словно кто-то сказал ему, что он не умрет никогда.
Злоумышленники, задержанные в установленное по доносу время с бомбами, адскими
машинами и револьверами у подъезда дома министра, проводят последние ночи
и дни перед повешением, к которому их наскоро приговорят, в размышлениях столь
же мучительных.
Как это может быть, что они, молодые, сильные, здоровые, — умрут? Да и смерть
ли это? «Разве я ее, дьявола, боюсь? — думает о смерти один из пятерых бомбометателей,
Сергей Головин. — Это мне жизни жалко! Великолепная вещь, что бы ни говорили
пессимисты. А что, если пессимиста повесить? И зачем у меня борода выросла?
Не росла, не росла, а то вдруг выросла — зачем?..»
Кроме Сергея, сына отставного полковника (отец при последнем свидании пожелал
ему встретить смерть, как офицер на поле брани), в тюремной камере еще четверо.
Сын купца Вася Каширин, все силы отдающий тому, чтобы не показать сокрушающий
его ужас смерти палачам. Неизвестный по кличке Вернер, которого считали зачинщиком,
у которого свое умственное суждение о смерти: совсем неважно, убил ты или
не убил, но, когда тебя убивают, убивают тысячи — тебя одного, убивают из
страха, значит, ты победил и смерти для тебя больше нет. Неизвестная по кличке
Муся, похожая на мальчика-подростка, тоненькая и бледная, готовая в час казни
вступить в ряды тех светлых, святых, лучших, что извека идут через пытки и
казни к высокому небу. Если бы ей показали после смерти ее тело, она посмотрела
бы на него и сказала: «Это не я», и отступили бы палачи, ученые и философы
с содроганием, говоря: «Не касайтесь этого места. Оно — свято!» Последняя
среди приговоренных к повешению — Таня Ковальчук, казавшаяся матерью своим
единомышленникам, так заботливы и любовны были ее взгляд, улыбка, страхи за
них. На суд и на приговор она не обратила никакого внимания, о себе совсем
забыла и думала только о других.
С пятерыми «политическими» ждут повешения на одной перекладине эстонец Янсон,
еле говорящий по-русски батрак, осужденный за убийство хозяина и покушение
на изнасилование хозяйки (сделал он все это сдуру, услыхав, что похожее случилось
на соседней ферме), и Михаил Голубец по кличке Цыганок, последним в ряду злодеяний
которого было убийство и ограбление трех человек, а темное прошлое — уходило
в загадочную глубину. Сам себя Миша с полной откровенностью именует разбойником,
бравирует и тем, что совершил, и тем, что теперь его ожидает. Янсон, напротив,
парализован и содеянным, и приговором суда и повторяет всем одно и то же,
вкладывая в одну фразу все, чего не может выразить: «Меня не надо вешать».
Текут часы и дни. До момента, когда их соберут вместе и затем вместе повезут
за город, в мартовский лес — вешать, осужденные поодиночке осиливают мысль,
кажущуюся дикой, нелепой, невероятной каждому по-своему. Механический человек
Вернер, относившийся к жизни как к сложной шахматной задачке, мигом исцелится
от презрения к людям, отвращения даже к их облику: он как бы на воздушном
шаре поднимется над миром — и умилится, до чего же этот мир прекрасен. Муся
мечтает об одном: чтобы люди, в чью доброту она верит, не жалели ее и не объявляли
героиней. Она думает о товарищах своих, с которыми суждено умереть, как о
друзьях, в чей дом войдет с приветом на смеющихся устах. Сережа изнуряет свое
тело гимнастикой немецкого доктора Мюллера, побеждая страх острым чувством
жизни в молодом гибком теле. Вася Каширин близок к помешательству, все люди
кажутся ему куклами, и, как утопающий за соломинку, хватается он за всплывшие
в памяти откуда-то из раннего детства слова: «Всех скорбящих радость», выговаривает
их умильно... но умиление разом испаряется, едва он вспоминает свечи, попа
в рясе, иконы и ненавистного отца, бьющего в церкви поклоны. И ему становится
еще страшнее. Янсон превращается в слабое и тупое животное. И только Цыганок
до самого последнего шага к виселице куражится и зубоскалит. Он испытал ужас,
только когда увидел, что всех на смерть ведут парами, а его повесят одного.
И тогда Танечка Ковальчук уступает ему место в паре с Мусей, и Цыганок ведет
ее под руку, остерегая и нащупывая дорогу к смерти, как должен вести мужчина
женщину.
Восходит солнце. Складывают в ящик трупы. Так же мягок и пахуч весенний снег,
в котором чернеет потерянная Сергеем стоптанная калоша.
М. К. Поздняев
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |