Анна Андреевна Ахматова 1889 – 1966
Поэма
без героя — Триптих (1940 – 1965)
Автору слышится Траурный марш
Шопена и шепот теплого ливня в плюще. Ей снится молодость, его миновавшая
чаша. Она ждет человека, с которым ей суждено заслужить такое, что смутится
Двадцатый Век.
Но вместо того, кого она ждала,
новогодним вечером к автору в фонтанный Дом приходят тени из тринадцатого
года под видом ряженых. Один наряжен Фаустом, другой — Дон Жуаном. Приходят
Дапертутто, Иоканаан, северный Глан, убийца Дориан. Автор не боится своих
неожиданных гостей, но приходит в замешательство, не понимая: как могло случиться,
что лишь она, одна из всех, осталась в живых? Ей вдруг кажется, что сама она
— такая, какою была в тринадцатом году и с какою не хотела бы встретиться
до Страшного Суда, — войдет сейчас в Белый зал. Она забыла уроки краснобаев
и лжепророков, но они ее не забыли: как в прошедшем грядущее зреет, так в
грядущем прошлое тлеет.
Единственный, кто не появился
на этом страшном празднике мертвой листвы, — Гость из Будущего. Зато приходит
Поэт, наряженный полосатой верстой, — ровесник Мамврийского дуба, вековой
собеседник луны. Он не ждет для себя пышных юбилейных кресел, к нему не пристают
грехи. Но об этом лучше всего рассказали его стихи. Среди гостей — и тот самый
демон, который в переполненном зале посылал черную розу в бокале и который
встретился с Командором.
В беспечной, пряной, бесстыдной
маскарадной болтовне автору слышатся знакомые голоса. Говорят о Казанове,
о кафе «Бродячая собака». Кто-то притаскивает в Белый зал козлоногую. Она
полна окаянной пляской и парадно обнажена. После крика: «Героя на авансцену!»
— призраки убегают. Оставшись в одиночестве, автор видит своего зазеркального
гостя с бледным лбом и открытыми глазами — и понимает, что могильные плиты
хрупки и гранит мягче воска. Гость шепчет, что оставит ее живою, но она вечно
будет его вдовою. Потом в отдаленье слышится его чистый голос: «Я к смерти
готов».
Ветер, не то вспоминая, не
то пророчествуя, бормочет о Петербурге 1913 г. В тот год серебряный месяц
ярко над серебряным веком стыл. Город уходил в туман, в предвоенной морозной
духоте жил какой-то будущий гул. Но тогда он почти не тревожил души и тонул
в невских сугробах. А по набережной легендарной приближался не календарный
— настоящий Двадцатый Век.
В тот год и встал над мятежной
юностью автора незабвенный и нежный друг — только раз приснившийся сон. Навек
забыта его могила, словно вовсе и не жил он. Но она верит, что он придет,
чтобы снова сказать ей победившее смерть слово и разгадку ее жизни.
Адская арлекинада тринадцатого
года проносится мимо. Автор остается в Фонтанном Доме 5 января 1941 г. В окне
виден призрак оснеженного клена. В вое ветра слышатся очень глубоко и очень
умело спрятанные обрывки Реквиема. Редактор поэмы недоволен автором. Он говорит,
что невозможно понять, кто в кого влюблен, кто, когда и зачем встречался,
кто погиб, и кто жив остался, и кто автор, и кто герой. Редактор уверен, что
сегодня ни к чему рассуждения о поэте и рой призраков. Автор возражает: она
сама рада была бы не видеть адской арлекинады и не петь среди ужаса пыток,
ссылок и казней. Вместе со своими современницами — каторжанками, «стопятницами»,
пленницами — она готова рассказать, как они жили в страхе по ту сторону ада,
растили детей для плахи, застенка и тюрьмы. Но она не может сойти с той дороги,
на которую чудом набрела, и не дописать свою поэму.
Белой ночью 24 июня 1942 г.
догорают пожары в развалинах Ленинграда. В Шереметевском саду цветут липы
и поет соловей. Увечный клен растет под окном фонтанного Дома. Автор, находящийся
за семь тысяч километров, знает, что клен еще в начале войны предвидел разлуку.
Она видит своего двойника, идущего на допрос за проволокой колючей, в самом
сердце тайги дремучей, и слышит свой голос из уст двойника: за тебя я заплатила
чистоганом, ровно десять лет ходила под наганом...
Автор понимает, что ее невозможно
разлучить с крамольным, опальным, милым городом, на стенах которого — ее тень.
Она вспоминает день, когда покидала свой город в начале войны, в брюхе летучей
рыбы спасаясь от злой погони. Внизу ей открылась та дорога, по которой увезли
ее сына и еще многих людей. И, зная срок отмщения, обуянная смертным страхом,
опустивши глаза сухие и ломая руки, Россия шла перед нею на восток.
Т. А. Сотникова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»;
ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с. |