Александр
Николаевич Островский 1823 – 1886
Гроза
— Драма (1859)
События происходят в первой
половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие
— в общественном саду на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин
беседует с молодыми людьми — Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого,
и мещанином Шапкиным — о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется
Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кулигина рассказывает,
что родители жили в Москве, дали ему образование в Коммерческой академии и
оба умерли во время эпидемии. Он же приехал к Дикому, оставив сестру у материнской
родни, чтобы получить часть наследства бабушки, которое Дикой должен ему отдать
согласно завещанию, если Борис будет к нему почтителен. Все его уверяют: на
таких условиях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалуется Кулигину,
что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Кулигин рассказывает
о Калинове и завершает свою речь словами: «Жестокие нравы, сударь, в нашем
городе, жестокие!»
Калиновцы расходятся. Вместе
с другой женщиной появляется странница Феклуша, хвалящая город за «бла-а-лепие»,
а дом Кабановых за особую щедрость к странникам. «Кабановы?» — переспрашивает
Борис: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем», — поясняет
Кулигин. Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой
Катериной. Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям пройтись по
бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, оставшись
вдвоем с Катериной, беседует с ней о домашних отношениях, о Тихоне. Катерина
рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах,
о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем
из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с
ней происходит «неладное что-то». Варвара догадывается, что Катерина кого-то
полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это предложение приводит
Катерину в ужас. Появляется сумасшедшая барыня, грозящая тем, что «красота-то
в самый омут ведет», и пророчит адские муки. Катерина страшно пугается, а
тут еще «гроза заходит», она торопит Варвару домой к образам молиться.
Второе действие, происходящее
в доме Кабановых, начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница
расспрашивает о домашних делах Кабановых и передает баснословные рассказы
о дальних странах, где люди с песьими головами «за неверность» и т. п. Появившиеся
Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении
Катерины, Варвара называет имя Бориса, передает от него поклон и уговаривает
Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха
и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину
унижают эти формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет
его взять ее в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы
в верности, но Тихон и слушать их не хочет: «Мало ли что придет в голову...»
Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает.
Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и
дает ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать, потом, поколебавшись,
прячет в карман.
Следующее действие происходит
на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о «последних
временах», Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление приходить
стало», рассказывает о железной дороге («змия огненного стали запрягать»),
о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут еще худших времен.
Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное
поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его
в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается, приходит присланный семьей
Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Выполнив поручение, с тоской
восклицает о Катерине: «Хоть бы одним глазком взглянуть на нее!» Вернувшаяся
Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.
Вторая сцена представляет
ночное гулянье молодежи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису
подождать — «дождешься чего-нибудь». Происходит свидание Катерины и Бориса.
После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся
любви. «Что меня жалеть — никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей,
губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса).
Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Все четвертое действие, происходящее
на улицах Калинова, — на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески,
представляющей геенну огненную, и на бульваре, — идет на фоне собирающейся
и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой
и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку
солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит
объявить разбойником. Стерпев брань, Кулигин начинает просить денег на громоотвод,
Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы «шестами
да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» грех. Сцена пустеет, затем
на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона,
слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается
мржу в измене. Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает.
Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждет, что ее, не покаявшуюся
в грехе, убьет молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем,
Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в
том, что «гуляла» с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: «Что, сынок! Куда
воля-то ведет; <...> Вот и дождался!»
Последнее действие снова на
высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на свое семейное горе, на то,
что мать говорит о Катерине: «Ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
«А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». Кулигин советует простить Катерину,
но Тихон объясняет, что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит
он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сообщает,
что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы «она с тоски-то на себя
руки не наложила!», и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену.
Появляется Катерина, она жалуется
на свое отчаянное положение в доме, а главное — на страшную тоску по Борису.
Ее монолог заканчивается страстным заклинанием: «Радость моя! Жизнь моя, душа
моя, люблю тебя! Откликнись!» Входит Борис. Она просит его взять ее с собой
в Сибирь, но понимает, что отказ Бориса вызван действительно полной невозможностью
уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь, жалуется на гнетущую жизнь
в доме, на отвращение к мужу. Навсегда простившись с Борисом, Катерина начинает
в одиночестве мечтать о смерти, о могиле с цветочками и птицах, которые «прилетят
на дерево, будут петь, детей заведут». «Опять жить?» — с ужасом восклицает
она. Подойдя к обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: «Друг мой! Радость
моя! Прощай!» и уходит.
Сцена заполняется встревоженным
народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик: «Женщина в воду
бросилась!» Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами:
«Прокляну, коли пойдешь!» Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин
вносит тело Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело
ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который
милосерднее вас!»
Бросаясь к Катерине, Тихон
обвиняет мать: «Маменька, вы ее погубили!» и, не обращая внимания на грозные
окрики Кабанихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался
жить на свете да мучиться!» — этими словами Тихона завершается пьеса.
А. И. Журавлева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|